В Кыргызстане народные избранники предлагают заменить Общереспубликанское тестирование, которое было введено для выпускников школ в 2002 году, общенациональным экзаменом. При этом предлагается отменить в школах государственные экзамены, разработав что-то среднее между госэкзаменом и тестированием. По мнению депутатов, школьники давно перестали обращать внимание на госэкзамены и готовятся лишь к сдаче ОРТ, от результатов которого зависит поступление в вуз.
Один из инициаторов законопроекта, председатель Комитета по образованию, науке, культуре и спорту Каныбек Осмоналиев (Ар-Намыс) рассказал, зачем нужно заменить ОРТ.
«Уже нашлись люди, которые говорят, что я хочу свернуть эту кампанию, ОРТ, но это не так. Я сам стоял у истоков этого тестирования еще в 2002 году. ОРТ – хороший, продвинутый проект, но у нас есть другая проблема, а именно — качество проведения государственных экзаменов. За последние 12 лет они вообще стали не востребованы, аттестат можно выкинуть после получения. Поэтому 11-класснкии сегодня не готовятся к госэкзаменам, они готовятся к ОРТ, нанимают репетиторов и развивают свое логическое мышление. Основным документом является сертификат общереспубликанского тестирования. А почему нельзя объединить все это дело? Можно же сделать один документ – аттестат и сертификат. Вот и вся новизна законопроекта», — сказал Осмоналиев.
Он объяснил, что своим законопроектом депутаты не добиваются отмены Общереспубликанского тестирования, а предлагают лишь реформировать его и объединить с государственными экзаменами. Как это будет выглядеть на практике, уже задача Министерства образования и науки, депутаты же, по словам Осмоналиева, лишь задают путь.
«Это станет тестом, прежде всего, для самой школы, потому что зачастую в школах выставляются субъективные оценки. Мы не предлагаем все менять сию минуту, мы прописали, что закон, в случае его принятия, вступает в силу с 2015-2016 учебного года. Неважно, кто будет заниматься тестированием, это может быть независимый орган, как сейчас, или это может быть Министерство образования. Изначально мы думали назвать кампанию общенациональным экзаменом, а сейчас склоняемся к варианту общенациональное тестирование», — отметил депутат.
Однако эту позицию не поддерживает Министерство образования и науки. Как сообщил глава ведомства Канат Садыков, нужно работать над усовершенствованием системы государственных экзаменов, но не отказываться от них совсем.
«Вопрос заключается в объективности оценивания знаний школьников на завершающих этапах. Нужно сделать так, чтобы эти оценки в аттестате соответствовали реальности. Чтобы ребята, которые 11 лет хорошо учились, имели возможность опираться на эти результаты при выборе профессии. Сейчас, к сожалению, эти экзамены проходят внутри школы, и чаще всего выставляются оценки одного учителя, в зависимости от того, как он оценивает достижения того или иного ученика. Что касается замены ОРТ единым экзаменом, то я думаю, сейчас такого большого ресурса и объективности мы не добьемся. Поэтому нам не нужно пытаться заменить, а нужно сделать так, чтобы выпускной экзамен стал объективным», — считает министр.
Он сообщил, что Россия выделила грант КР на совершенствование системы оценивания в школах, с помощью которого Минобразования планирует запустить пилотный проект в Таласской области. По словам министра, это будет модель единого госэкзамена.
«Если проект покажет, что Национальный центр тестирования способен провести объективное тестирование, и в аттестате будут выставляться объективные достижения школьников, мы будем готовы к тому, что средний балл аттестата станет еще одним компонентом при поступлении в вуз. А полностью поменять ОРТ на ЕГЭ мы сейчас не сможем, для этого нужно наладить механизм доверия к государственному единому экзамену. Мы видим аналог в Казахстане, но в проекте принимают участие спецслужбы, КГБ. Государственные органы очень активно работают, чтобы в интернете не появились ответы на задания. Даже в России ЕГЭ вызывает кучу вопросов, связанных с безопасностью, каждый год там случаются скандалы, ответы попадают в сеть. Поэтому мы не должны спешить. Прежде всего, нужно обеспечить необходимые условия для всех школьников, обеспечить равный доступ к образованию», — заключил министр.
Но практикующие педагоги идею отказа от проведения государственных экзаменов в школах поддерживают. Директор средней школы № 17, депутат городского кенеша Наталья Щербакова в интервью редакции подтвердила слова Осмоналиева о том, что выпускники школ перестали готовиться к государственным экзаменам.
«Оценка на госэкзаменах – это оценка Марьи Ивановны, оно всегда так было, и я так училась. Но сегодня уже весь мир от этого отказался, детей должна проверять независимая комиссия, а не учителя в школе. Я, например, когда говорю ученикам об экзаменах, им все равно. Потому что они знают, что ниже 3 я им не поставлю. И каждый учитель так поступает, с этим ничего не сделаешь. Но если дети будут знать, что оценивать будет не их учитель, а чужие люди, тогда дело пойдет совсем по-другому», — считает Щербакова.
Она выразила мнение, что нужно вводить систему общенационального экзамена и отказываться от проведения Общереспубликанского тестирования. Наталья Щербакова считает, что с помощью единого экзамены можно оценить знания ребенка, а ОРТ оценивает способность детей к учебе.
«В российской практике проведения ЕГЭ мне нравится, что есть порог, который обязательно нужно набрать. Если ученик не набрал минимум, он остается на осень, потому что не усвоил программу средней школы. Конечно, мы не сможем сразу перейти к такой системе, это должно быть постепенно. В России тоже начинали постепенно, проводили пробные ЕГЭ 2 раза, и только на третий год полностью перешли на такую систему. Я за это, я вообще за то, чтобы в стенах школы ученики вообще не сдавали экзаменов», — сказала директор школы.
Наверное, почти каждый бывший школьник может согласиться с мнением Натальи Щербаковой, поскольку каждый учитель беспокоится за своих учеников и даже сам заранее готовит правильные ответы к вопросам на экзамене. Или помогает написать нужное сочинение, которое потом успешно переносится учеником на шпаргалку. Может быть, депутаты и правы, наверное, пришло время отказаться от никому ненужных государственных экзаменов, которые только отнимают время у школьников и их учителей и переходить на более эффективную систему.