Депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ата-Журт» Марат Султанов выступает за введение пошлин на ввоз в Кыргызстан сахара и даже предложил свою формулу сезонных пошлин. О том, почему нужны пошлины, на какие товары их нужно вводить и как можно защитить отечественных производителей, парламентарий рассказал в интервью K-News.
Марат Абдразакович, сейчас в стране развернулся спор между теми, кто выступает за введение пошлин, и теми, кто категорически против. Скажите, должны ли ставиться со стороны государства какие-либо барьеры?
Во-первых, нужно понять, в чем главное назначение пошлин, они — главный инструмент во внешней торговой деятельности. Бывает несколько видов пошлин, первое – это стимулирование направления торговли, второе – фискальная функция. Я бы предпочел, чтобы у нас пошлины больше использовали не как фискальные инструменты, а как стимулирование торговли, как инструмент торговой политики, особенно внешней. Вы сами знаете, что рост ВВП должен быть структурным и стабильным. А этого можно добиться, только если будет внутреннее производство, нужно поддержать внутреннего производителя и помочь ему с помощью пошлин немного закрыть рынок. Этим занимается весь мир, нет ни одной страны, где бы была нулевая пошлина по всем позициям.
То есть Вы поддерживаете производителей сахара, которые требуют введения сезонной пошлины?
На самом деле истина где-то посередине, есть сахарные производители, есть потребители. Нужно понимать и учитывать интересы обеих сторон и страны в целом. Есть такое понятие, как продовольственная безопасность, неправильно, если у вас нет своего производства, и вы полностью зависите от импорта. Простой пример, Россия и Украина, у них возникли конфликты, и страны сразу начали по каким-то позициям закрывать рынок. Представляете, какой это удар? Если у вас есть альтернатива, и вам перекрывают доступ, это уже менее болезненно. У нас есть закон, в соответствии с которым 9 товарных групп должны производиться в объеме не менее 60 % от необходимости. Но, к сожалению, этот закон не исполняется. Если бы он исполнялся, то 60 % сахара, потребляемого страной, производилось бы здесь.
Конечно, мы должны понимать, что есть социально уязвимые слои, и, защищая рынок, мы невольно можем сделать для них этот товар дороже. Это может быть удар для них. Но на все нужно смотреть в совокупности. Если мы защищаем местных производителей, то это дополнительные рабочие места, это дополнительные налоги, социальные отчисления. Значит, у государства больше денег, и оно может больше помогать уязвимым слоям населения, люди будут заняты на работе и не будут ходить по митингам. Но нельзя просто садиться на потребление, любой импорт работает только на снижение ВВП. Если вы открываете все границы рынка, то просто снижаете темпы роста экономики своей страны. Это приводит к девальвации национальной валюты и ухудшению уровня жизни всех слоев населения. Поэтому лучшая политика, когда вводятся сбалансированные пошлины, чтобы защищать определенные секторы и за счет этого иметь высокий уровень производства и более стабильную ситуацию внутри страны, которая меньше зависит от внешних факторов. И правительство должно разрабатывать и вести такую политику.
Но почему 30 %, кто определяет эти цифры?
Я не совсем согласен с 30 %. Сахар – это биржевой товар, то есть в мире его цена уже четко определена. К этой стоимости добавляешь транспортные издержки, и цена сахара на территории нашей страны уже известна. Поэтому я предложил такой вариант: если цена сахара на бирже составляет $700 за тонну и выше, то не должно быть никакой пошлины, потому что это достаточно конкурентоспособная цена. Но если цена на мировых рынках будет снижаться, то нужно вводить пошлины, но не 30 %, пошлина должна зависеть от цены сахара, например, если он стоит $650 за тонну, то пошлина должна составлять 5 %, если $550, то 10-15 %. Я предложил сделать такой график, где пошлины от нуля ($700) до 30 % ($450). Это была бы плавно изменяемая пошлина. Это привело бы к тому, что наши «сахарники» не стали бы монополизировать рынок, а при нехватке продукции всегда оставалась бы возможность компенсировать через внешние рынки. При этом производители должны взять на себя определенные обязательства, что будут увеличивать объемы производства сахара. Исходя из этих объемов, мы должны постепенно снижать порог стоимости, при которой вводится пошлина. Тогда года через 3-4 года мы достигли бы уровня в 70 % производства сахара, при этом производство было бы конкурентоспособным, а цены на внутреннем рынке не такие высокие. Вот такую программу я предлагаю создать.
Но ведь цены на сахар вырастут при введении пошлин?
Да, они вырастут, но не на 30 %, как многие говорят. Поскольку пошлины сезонные, у предпринимателей есть возможность заготовки в течение 6 месяцев. Если у вас действительно реальные торговые партнеры, которые хотят работать на долгосрочной основе, а не спекулировать на нашем рынке, это все не так страшно.
Нужно понять, что пошлины дают внутренним производителям возможность увеличивать производство. Если появится альтернатива внешнему рынку, то сахар не будет повышаться на 30 %, а максимум — на 5 %. В сезон и так цены повышаются, это биржевой товар. Посмотрите на цены на сахар на внутренних рынках Европы, почти $2, на наши деньги это более 100 сомов, потому что там много налогов, барьеров. А мы предлагаем им свой рынок бесплатно, чем не золотая жила?
Из наших резервов мы ежегодно тратим $80-90 млн, платим их другим людям, другим странам, чтобы они просто привозили нам сахар. Они ничего не вкладывают в нашу страну, просто забирают деньги взамен своего товара. С точки зрения государственности это несправедливо.
Нужна специальная программа, но нельзя и монополизировать рынок. «Сахарники» должны понимать, что им быстрее нужно наращивать производство, потому что барьеры с каждым годом будут снижаться.
На какие продукты и товары Кыргызстану необходимо устанавливать пошлины?
Вообще в мире есть общая тенденция: те страны, которые хотят стать самодостаточными и независимыми, проводят следующую политику – практически не ставят пошлины на капитальный товар, то есть инвестиционный товар – станки, оборудование, технику, который потом в нашей стране будет создавать новую добавочную стоимость. Вот на такие товары не нужно делать высокие барьеры. А на готовые продукты практически все страны ставят барьеры. Я не знаю ни одну страну, у которой был бы нулевой барьер, только Кыргызстан близок к этому. А все остальные защищают свой рынок, производителей можно защищать несколькими механизмами – ставить пошлины с помощью внутренних программ, преференций, налоговых льгот. В Кыргызстане в сельской местности для производителей сельскохозяйственной продукции есть только один вид преференций – кое-какие налоговые льготы. За счет того, что мы создаем льготы крестьянским хозяйствам, а не большим компаниям, это преимущество сразу сходит на «нет», потому что нет кооперации. Вот вам и политика нашего государства. Как может крестьянин конкурировать, когда нет дешевых ресурсов?
Нет смысла ограничивать ввоз тех продуктов, которые сами мы не можем производить. А те товары, которые мы можем производить сами, нам нужно завозить меньше. Любое государство должно определиться, чего оно хочет. Если оно хочет всю жизнь быть иждивенцем, потребителем, в конечном итоге иметь потрясения время от времени, то можно открыть все рынки. Тогда мы 3-4 года будем «балдеть», жить хорошо, 1-2 года пребывать в кризисе, потом снова – хорошая жизнь и кризис и так по кругу. И никогда не будет стабильной экономики.