Сможет ли Кыргызстан «вытянуть» падающий ВВП

Автор -
302

Не самый благоприятный прогноз по ВВП для Кыргызстана дают аналитики международных финансовых институтов. Так, эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) прочат снижение роста ВВП в текущем году до 5,8 %. Предсказания опираются на целый ряд объективных факторов. К примеру, аналитики указывают на то, что в этом году не стоит ожидать серьезного роста переводимых трудовыми мигрантами денежных сумм (в основном, финансовые потоки такого плана идут в Кыргызстан из России). Говорят эксперты и о замедлении банковского кредитования, а также об инфляционном давлении, которое возникло из-за обесценивания кыргызского сома. Негативный вклад в снижение показателей роста ВВП внесет и падение цен на золото.

«Несмотря на опережающий рост экспорта (+11,2 % в годовом выражении за период январь-февраль 2014 года) над импортом (+8,7 % за период январь-февраль 2014 года), экспорт остается в зависимости от международных цен на золото, которые согласно прогнозам должны снизиться в течение 2014-го. С учетом высокой составляющей энергетического импорта и сохранения относительно крепкого потребления темп роста импорта останется стабильным. В результате дефицит внешней торговли может расшириться, так как в данный момент не существует факторов, способных стимулировать не сырьевой экспорт», — говорится в очередном «Макромониторе СНГ», ежеквартально публикуемом Аналитическим управлением ЕАБР.

Еще большее замедление роста ВВП обещают и аналитики Международного валютного фонда. По неофициальной информации (встреча делегатов миссии МВФ с вице-премьер-министром Валерием Дилем прошла сегодня за закрытыми дверями – прибывших журналистов попросили удалиться), их эксперты скорректировали свои прошлогодние прогнозы для Кыргызстана и снизили показатели с 7,4 % до 4,4 %.

Не являются радужными и макроэкономические сценарии отечественных экономистов. На состоявшийся накануне, 12 мая, встрече Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике (на это мероприятие, где председательствовал первый вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев, прессу также не позвали) прозвучали цифры, членов Совета не удовлетворившие.

«Наш прогноз Координационный совет отклонил, а потому озвучить наши прогнозные данные я не могу. Отклонили потому, что мы дали показатели ниже параметров, указанных в Национальной стратегии устойчивого развития. Есть некоторые независящие от нас факторы, которые привели к тому, что ВВП в этом году растет более низкими темпами. Это, к примеру, маловодие, то, что весна в этом году задержалась на месяц, ситуация вокруг нефтеперерабатывающего завода «Джунда». Сейчас мы думаем о том, как выйти на запланированные параметры. Возможно, будет собрано расширенное заседание правительства с губернаторами, акимами и представителями крупных предприятий для обсуждения этого вопроса», — рассказал K-News начальник Управления макроэкономической политики Министерства экономики Насриддин Шамшиев.

По словам экономиста, «вытянуть» рост ВВП до указанных в Стратегии «не менее 7 %» можно. Но основные надежды – именно на «крупные предприятия».

«Если «Джунда» войдет в строй, и «Кумтор» выполнит запланированные в этом году параметры, то рост ВВП свыше 6 % будет. Вообще, при этих условиях среднегодовой рост на ближайшие три года – 2015, 2016 и 2017 – будет обеспечен на уровне 7,2 %. Это совпадает с параметрами Стратегии устойчивого развития, но требует слаженной и эффективной работы министерств и ведомств», — высказал экспертное мнение Насриддин Шамшиев.

Что касается «Джунды», этот китайский НПЗ, построенный в Кара-Балте, планируется запустить «на полную» уже через пять дней. По мнению начальника Северного межрегионального управления Министерства экономики Зайниддина Джумалиева, единственным препятствием к нормальной работе завода может послужить лишь недовольство населения.

«В мире около 5 тысяч нефтеперерабатывающих заводов. Они есть и в казахских Шымкенте, Джамбуле, Павлодаре, и в российских Омске, Красноярске, и в Европе… Где их только нет! И везде они работают, и везде с факелами. Есть понятие «санитарно-защитная зона» — это 1 тыс. метров вокруг территории завода. Если запах чувствуется в пределах этих тысячи метров, то это допустимо. На «Джунде» работали и экологическая, и санитарно-эпидемиологическая экспертизы – все нормы завод выдерживает. За 20 с лишним лет вот этот НПЗ – первый наш большой проект, там будут перерабатывать 800 тыс. тонн нефти ежегодно. Порядка 5-6 млрд сомов будет ежегодно поступать в бюджет. Откроется более 1 тыс. рабочих мест для кыргызстанцев. Мне кажется, с пониманием мы должны отнестись», — высказался Зайниддин Джумалиев.

Вместе с тем, как минимум часть митинговавших против карабалтинского завода людей не против самого производства.

«Мы здоровые, адекватные люди, которые понимают необходимость пополнения бюджета за счет налоговых отчислений, которые идут от деятельности завода. А потому мы не собираем митингов за закрытие завода. Мы лишь просим, чтобы администрация НПЗ оснастила трубы фильтрами. В Кара-Балте находится роза ветров, и едкий запах и дым от завода идет в город», — говорил месяц назад Темир Султаналиев – один из участников митинга, проведенного возле «Джунды» 17 апреля.

Гораздо более неоднозначная ситуация сложилась с «Кумтором». Так же 17 апреля вице-президент Родни Ступарек сделал заявление, суть которого сводилась к следующему: работы на Кумторе остановятся, если в Кыргызстане примут закон «О ледниках». С принятием нормативно-правового акта любая производственная деятельность по разработке и разведке недр на ледниках и в приледниковых зонах будет запрещена, что автоматом заблокирует работу канадских инвесторов – для добычи золотосодержащей руды на «Кумторе» необходимо постоянно осуществлять вскрышные работы по выемке льда ледника Давыдова на юго-западном борту карьера.

Таким образом, судьба закона «О ледниках» — и, как следствие, отечественной экономики — сейчас находится в руках президента. Жогорку Кенеш проект уже утвердил – 23 апреля состоялось последнее, третье чтение проекта, а 2 мая документ был отправлен на рассмотрение к главе Кыргызстана. По закону у Алмазбека Атамбаева есть месяц для того, чтобы принять решение.

Поделиться