В Чуйской области 33 ребенка с ограниченными возможностями прошли курс подготовки для обучения в обычной школе

Автор -

    В Чуйской области 33 ребенка с ограниченными возможностями благодаря проекту «Фонда Евразия Центральной Азии» (ФЕЦА) и при финансовой поддержке посольства Новой Зеландии прошли курс подготовки для обучения в обычной школе. Об этом стало известно в ходе пресс-тура по Нарынской и Иссык-Кульской областям.

    Всего же в настоящее время в рамках проекта ФЕЦА в Кыргызстане 600 детей с ограниченными возможностями учатся в обычных общеобразовательных школах. 

    ФЕЦА с 2010 года начал реализацию проекта «Улучшение образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями», который финансируется Институтом «Открытое общество». Проект реализуется в 6 областях страны. В 2013 году данная инициатива была поддержана посольством Новой Зеландии в Москве.

    Дополнительный проект (с сентября 2013 по август 2014 года) по усилению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья начат при финансовой поддержке посольства Финляндии. Основными партнерами являются Министерство образования и науки, Министерство социального развития, «Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК), Ассоциация родителей детей инвалидов (АРДИ), НПО Uplift Aufwind, «Институт детства».

    Главная цель проекта – улучшение доступа к образованию и социальной защите детей с ограниченными возможностями.

    В Кыргызстане насчитывается свыше 25 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень часто они не посещают детские сады и школы, тем самым исключаются из образовательного процесса. Их интеграция в общество представляется крайне сложной, а иногда и вовсе невозможной.

    Другая часть детей с особыми нуждами обучается в специализированных учреждениях, хотя многие из них при создании определенных условий могли бы заниматься в обычных школах вместе с другими ребятами.

    За 3,5 года реализации проекта «Улучшение образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья были достигнуты следующие результаты:

    — открыто три ресурсных центра инклюзивного образования в пригороде Бишкека, в Оше и Нарыне, где дети с ограниченными возможностями имеют возможность пройти курс подготовки для дальнейшего поступления в обычные средние школы;

    — более 600 детей с особыми нуждами получили поддержку для обучения в обычных школах;

    — создано более 70 групп взаимоподдержки среди родителей детей с ограниченными возможностями;

    — среди родителей распространено свыше 700 наборов информационных материалов;

    — разработан пакет рекомендаций по реализации в Кыргызстане положений Конвенции ООН о правах инвалидов в части доступа к образованию;

    — подготовлен документальный фильм о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в Кыргызстане.

    В настоящее время реализуется 5-я фаза проекта, финансируемого Институтом «Открытое общество», в рамках которого укрепляется потенциал родителей и учителей в организации образовательного процесса, улучшается понимание социальной модели инвалидности, а также повышается вовлеченность госструктур и других сторон в продвижение инклюзии на национальном уровне. Осуществляется следующая работа:

    — усиление потенциала мобилизаторов, поддержка родительских групп, а также Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК);

    — учреждение на местах сетей поддержки учителей;

    — открытие ресурсных центров инклюзивного образования;

    — организация обменных визитов для учителей и родителей из разных регионов.

    При поддержке посольства Новой Зеландии в настоящее время продолжается работа одного из ресурсных центров. В рамках проекта, финансируемого посольством Финляндии, проведены обучающие семинары, консультационные встречи и другие мероприятия по внедрению модели инклюзивного образования.

    В рамках проекта, поддержанного посольством Финляндии 87, школьных учителей и социальных педагогов из Чуйской, Иссык-Кульской и Нарынской областей прошли обучение, организованы 7 клубов внешкольной подготовки, участие в которых приняли 140 детей, включая 90 детей с ограниченными возможностями. 

    Поделиться