Евросоюз разработал новую концепцию энергобезопасности, основной акцент в которой сделан на сокращение энергетической зависимости от России, сообщает газета «Коммерсантъ», в распоряжении которой оказался этот документ.
Краткосрочные меры, с помощью которых ЕС планирует сократить зависимость от России, состоят в увеличении запасов энергоносителей в хранилищах и создании национальных планов по сокращению энергопотребления. Говорится также о создании стратегического газового резерва — часть запасов в подземных хранилищах газа будет передана под управление ЕС. К 2020 г. потребление энергии в ЕС планируют снизить на 20%. Передает РБК.
В более отдаленной перспективе ЕС надеется найти новых поставщиков газа (сейчас на Россию приходится 42% газовых поставок в Европу этого вида топлива и 27% его потребления).
«Ъ» отмечает, что в новой стратегии энергетической безопасности нет точных данных о том, когда и насколько Европа сможет сократить энергозависимость от России.
Вопрос о сокращении энергозависимости от России вновь вышел для Европы на первый план в связи с неурегулированность споров о цене на газ между Россией и Украиной, а также с наличием долга Киева перед Москвой. По итогам очередного раунда газовых переговоров в Берлине в формате Россия – Украина-Евросоюз еврокомиссар по энергетике Густав Эттингер заявил, что до 29 мая Украина может выплатить России 2 млрд долл. в качестве задатка. В то же время, глава Минэнерго Украины Юрий Продан отметил, что никаких конкретных договоренностей достигнуто не было и Киев по прежнему добивается установления «рыночной и справедливой цены».
В середине мая глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что российская компания сделает все возможное для того, чтобы у Европы не возникли проблемы с получением российского газа. Миллер подчеркнул, что транзит российского газа в Европу – это «ответственность» Украины и ее обязанность согласно контракту.
После заключения между Россией и Китаем тридцатилетнего газового контракта ценой 400 млрд долл., Миллер заявил, что это событие повлияет на цену на газ для Европы. По словам Миллера, контракт Газпрома с CNPC «открыл эпоху конкуренции за российский трубный газ».