Любой гражданин, трижды за 6 месяцев нарушивший порядок на митингах, может угодить в тюрьму на пять лет. Такой законопроект готовится принять Госдума во втором чтении после уточнений, внесенных сенатором Андреем Клишасом. Передает РБК.
В первоначальной версии законопроекта, вводящего за повторные нарушения на митингах уголовную ответственность, речь шла только об организаторах митинга и лишь тех, что допустили два и более аналогичных нарушения. После принятия закона тюрьмы заполнятся политическими активистами, считают в оппозиции.
Первоначальная версия законопроекта, внесенного в Госдуму группой депутатов во главе с единороссом Александром Сидякиным, предусматривала уголовное наказание более чем за два аналогичных нарушения порядка организации и проведения акций — это разъяснено в специальном примечании к проекту новой уголовной статьи. Предполагалось, что норма будет применяться к организаторам незаконных митингов, говорил ранее РБК один из авторов проекта.
Председатель конституционного комитета Совфеда Андрей Клишас предложил переформулировать примечание к новой уголовной статье, предложив применять ее к людям, более двух раз за полгода привлекавшимся к административной ответственности по ст.20.2 КоАП. В этой статье семь видов правонарушений — как для организаторов митингов, так и для их участников; упоминание о том, что административные нарушения должны быть аналогичными, из примечания предложено исключить. Нарушителям будет грозить до 1 млн руб. штрафа и пяти лет лишения свободы.
Клишас был недоступен для комментария. Сидякин сказал, что поддержит предложенные Клишасом поправки, если их одобрит профильный комитет Госдумы по законодательству. Его заседание ожидается в начале следующей недели. Поправки могут быть одобрены, не исключил человек в аппарате комитета.
Законопроект был внесен в марте, после того как идею ужесточения наказания за нарушения на митингах, высказанную Клишасом, поддержал президент Владимир Путин. Правительство и профильный комитет высказали замечания к документу. В частности, в комитете указывали на необходимость смягчения уголовной ответственности, так как предложенное депутатами наказание за неоднократные нарушения на митингах серьезнее, чем за хулиганские действия в отношении представителя власти.
Кроме того, следовало определиться с подследственностью таких уголовных дел: законопроект предполагает, что это будут одновременно и полицейские, и следователи Следственного комитета. Ни одного из замечаний поправки Клишаса не учитывают. Ранее источник РБК в аппарате комитета говорил, что закон может быть принят Госдумой до завершения весенней сессии.
Адвокат Вадим Прохоров назвал поправку Клишаса «деталями тоталитарных будней». «Просто конкретизируется степень давления на гражданское общество, а принятый закон и без того жесток», — считает адвокат.
Один из руководителей правозащитного проекта ОВД-инфо Григорий Охотин отмечает, что во время уличных акций статья 20.2 — чемпион по частоте применения к участникам. Другая «митинговая» статья КоАП, 19.3 (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), применяется реже. По его мнению, законопроект больше направлен на политических активистов, регулярно участвующих в акциях, чем на обычных протестующих. По статистике ОВД-инфо, 50-60% всех случаев применения ст.20.2 приходятся на Москву и Санкт-Петербург. В других крупных городах, по подсчетам правозащитников, статья применяется 100-200 раз в год. «В Москве политических активистов 500-700 человек (столько же раз в год применяется ст.20.2), на них нацелен законопроект», — констатирует Охотин.
Охотин обращает внимание на правоприменительную практику. По его словам, по ст.20.2 она носит обвинительный уклон, причем судебные решения основываются на показаниях полицейских и в большинстве случаев штампуются задержанным одновременно активистам.
Активист Олег Козловский уверен, что из-за нового закона, если он будет принят, «тюрьмы заполнятся самыми активными гражданами страны». Козловский в 2012г. жаловался в Конституционный суд на штрафы и запрет на право заявлять акции для граждан, привлекавшихся к административной ответственности. По его словам, чаще всего активистов привлекают по ст.20.2 КоАП на одиночных пикетах и несанкционированных акциях.
«На согласованном пикете к участнику может подойти на недопустимое расстояние провокатор — и участника задерживают и привлекают. Могут оштрафовать даже за проход к метро с флагами. А организаторов часто штрафуют за превышение численности», — рассказывает Козловский. Учитывая «палочную систему» в полиции, продолжает он, такой закон станет стимулом задерживать больше людей на акциях.
Член руководства движения «Солидарность» Сергей Давидис, многократно выступавший организатором митингов и других оппозиционных акций, считает, что прежде всего законопроект призван пресекать стихийные акции вроде народных сходов. Он также напоминает, что Венецианская комиссия (консультативный орган при Совете Европы) назвала изменения в законе о митингах от 2012 года «шагом назад для защиты свободы собраний в России». «Уже те поправки европейцы назвали неприемлемыми, что уж говорить о нынешних», — сетует Давидис.