В Бостоне начался отбор присяжных на процессе 20-летнего гражданина Казахстана Азамата Тажаякова, который обвиняется в сокрытии вещественных доказательств по делу своего однокашника Джохара Царнаева, ожидающего суда по обвинению в организации и проведении взрывов на финише бостонского марафона в прошлом году. Передает ВВС.
Теоретически Тажаякову грозит до 25 лет лишения свободы.
Слушающий его дело федеральный судья Дуглас Вудлок должен отобрать 12 присяжных основного состава и собирается добавить к ним 6 запасных. Прения сторон в суде, которые начнутся 7 июля, должны занять две-три недели.
В первый день в суд были вызваны 225 кандидатов в присяжные, которых попросили заполнить длинные вопросники. Во вторник в суд явятся еще несколько сот кандидатов. В общей сложности предполагается рассмотреть чуть ли не 600 кандидатур.
На прошлой неделе адвокат Тажаякова Мэтью Майерс поведал журналистам, что прокуратура предложила его подзащитному стандартную сделку: Тажаяков признает себя виновным, а прокуратура взамен требует для него у судьи менее строгое наказание.
Подавляющее большинство федеральных дел в США заканчиваются именно таким образом. Обычно сделку предлагает сторона обвинения.
Обвиняемые, которые все же отвергают такой вариант, делают это по ряду причин.
Одни считают предложение прокуратуры недостаточно щедрым. Например, россиянину Виктору Буту, по моим сведениям, предложили в обмен на признание вины 30-летний срок. Он решил попытать счастья на процессе, был признан виновным и получил 25 лет.
Другие непоколебимо уверены, что выиграют дело, и не видят резона сдаваться прокуратуре без боя. Таков, очевидно, случай Тажаякова. По словам Майерса, тот считает, что ни в чем не виноват, и уверен, что прокуратуре не удастся доказать обратное.
Тажаяков и его подельник Диас Кадырбаев, чей суд назначен на начало сентября, первоначально въехали в США по студенческим визам, которые у них истекли, так что перед арестом они находились в стране незаконно. Их арестовали за визовые нарушения 20 апреля прошлого года, через пять дней после того, как Джохар и его старший брат Тамерлан Царнаев, по версии обвинения, взорвали в толпе на финише марафона скороварки с дымным порохом от фейерверков, убившие троих и ранившие 264 человека.
После ареста Тажаякова и Кадырбаева долго допрашивали в полицейском участке без адвокатов, от которых молодые казахи, по словам властей, добровольно отказались. Сейчас защита требует исключения из материалов дела заявлений, сделанных тогда обвиняемыми.
Судья заявил, что даст ответ после окончания отбора присяжных. Если он уважит защиту и не даст прокуратуре ознакомить присяжных с заявлениями Тажаякова на этом первом допросе, это осложнит задачу обвинения.
Вполне вероятно, что трудоемкий процесс отбора присяжных в этом случае придется провести заново, а уже отобранных распустить по домам.