Готовы ли сотрудничать Организация Североатлантического договора (НАТО) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Центральной Азии? В связи с событиями на Украине этот вопрос все больше и больше обсуждается в экспертных кругах. Причем ответить на него пытаются не только аналитики постсоветских стран, но и западные специалисты. В частности, в недавно обнародованном докладе Нидерландского института международных отношений «Клингендаль» отмечается, что в отсутствии должного уровня взаимодействия между ОДКБ и НАТО в Центральной Азии, с учетом предстоящего вывода сил коалиции из Афганистана, виноваты, прежде всего, представители НАТО. Голландские исследователи видят проблему в том, что Брюссель не желает признать Россию в качестве основного игрока в Центральной Азии.
В этой связи голландские эксперты считают, что более тесное взаимодействие ОДКБ и НАТО может произойти, когда стороны придут к выводу о том, что можно избежать дублирования усилий и найти общие точки для укрепления региональной безопасности в данном регионе. Аналитики из Нидерландского института подчеркивают, что Брюссель и Москва могут продуктивно сотрудничать в вопросах нейтрализации угроз террористического характера, а также эффективно взаимодействовать против афганского наркотрафика, который является не только российской, но и международной проблемой.
По мнению экспертов, взаимодействие на «афганском направлении» между Россией и США – ОДКБ и НАТО – осуществляется уже продолжительное время на постоянной основе, несмотря на противоречия, которые возникают у двух государств и военных блоков в других геополитических вопросах. Тем не менее, Вашингтон заинтересован в транзите в Афганистан через безопасные российские коридоры. Также американская сторона закупает для технической поддержки афганских сил безопасности российскую авиатехнику. Есть и другие вопросы, которые могут решиться только при участии Москвы. Кстати, такую же заинтересованность в данном сотрудничестве выражает и Берлин.
Согласно оценкам российских аналитиков, Москва может гарантировать безопасность Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана в рамках ОДКБ. После вывода основных сил США из Афганистана роль России в обеспечении стабильности в регионе неизбежно возрастет. ОДКБ имеет разнообразные инструменты для этого: Коллективные силы оперативного реагирования Центральноазиатского региона ОДКБ, Коллективные силы быстрого развертывания для всей территории ОДКБ, создающийся миротворческий потенциал.
Однако уже сейчас на севере Афганистана складывается достаточно тяжелая ситуация в сфере обеспечения безопасности. Сформированные из числа боевиков-выходцев из Центральной Азии военные отряды, ассоциированные с террористическим движением «Аль-Каида», в настоящее время скапливаются в непосредственной близости таджикско-афганской и туркменско-афганской границ. На этом далеком от оптимизма фоне Москва серьезно озабочена недостатком усилий в плане противодействия этим формированием террористов и экстремистов со стороны США. Поэтому в экспертном сообществе полагают, что между ОДКБ и НАТО возможны шаги, направленные на институционализацию и придание более четких форм взаимодействию между двумя организациями, что позволит наладить между ними диалог, даже несмотря на некоторое охлаждение отношений из-за украинских событий.
В то же время в рамках ОДКБ уже выполняется довольно широкий спектр совместных программ. Этот перечень военного взаимодействия будет пополняться, поскольку руководство России взяло курс на углубление регионального сотрудничества в ОДКБ. Уже действующие программы помимо поставок военной техники включают: подготовку кадров для вооруженных сил Кыргызстана в военных вузах России; развитие военно-воздушной базы в Канте для поддержки операций ОДКБ в Центральной Азии; совместные полевые и штабные учения; обмен информацией, проведение оперативных мероприятий по борьбе с терроризмом и наркотрафиком и так далее.
К тому же афганская проблематика объединяет все страны ОДКБ, создавая общую внешнюю угрозу, для успешного отражения которой требуется объединений общих коллективных усилий. И в этом направлении возможны самые различные военно-политические союзы.