Ситуация вокруг войсковой операции, проводимой украинскими силовиками на востоке страны в непосредственной близости от границы с РФ может принять самый критический оборот. В воскресенье, в российском городе Донецк, расположенном у самой границы, разорвались несколько снарядов, предположительно прилетевших с территории Украины. Взрывы боеприпасов привели к гибели одного и ранениям двух жителей Донецка. Погибший – мужчина 1978-го года рождения. Одна из раненных – 80-летняя женщина. Откуда и кем были выпущены снаряды, на момент подготовки данного материалы было неизвестно. Официальный киев заявляет о своей непричастности к обстрелу российской территории. Пишет Утро.ру.
Несмотря на воскресный день, обстрел территории РФ и гибель человека вызвали серьезный политический резонанс. Главным вопросом остается то, как Россия должна реагировать на подобные происшествия. Единого мнения на этот счет у российских политиков пока нет.
Как заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин, поскольку официальный Киев не признает своей причастности к обстрелу российской территории, необходимо дать точечный ответ по огневой позиции, с которой был произведен выстрел. «Несмотря на серьезную дипломатическую работу МИДа, ответ украинской стороны очень простой: «Мы к этому не имеем отношения, это не наш фугас, это не наши войска обстреливают российскую территорию», — пояснил Бушмин. – «Для того чтобы не проводить многолетней следственной работы, не выяснять, нужно уничтожить точку огневой позиции, с которой выстрел этим фугасом был произведен».
По мнению вице-спикера, такой метод «запугивания террористов», может быть эффективен и активно используется армиями США и Израиля.
Впрочем, в эффективности подобного подхода уверены далеко не все. Как заявил в эфире все того же «Эхо Москвы» зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников, предложение нанести точечный удар по огневой позиции на территории, с которой был произведен выстрел, технически нереализуемо. «Это просто технически невозможно. Для того чтобы это сделать технически, это нужно потратить кучу денег, поставить туда кучу снаряжения, которого у нас еще и нет», — заявил депутат. По его мнению, сравнение российско-украинской границы с границей между Израилем и сектором Газа, где расположена специальная система «Купол», некорректно.
«Наша граница с Украиной всегда была открыта, поскольку мы всегда считали и считаем, что это братское государство, где не нужна полоса с двумя рядами колючей проволоки, а уж тем более противоракетной системой», — подчеркнул он. При этом депутат отметил, что «уничтожать злостных нарушителей границы» необходимо, однако Россия не имеет технических возможностей точно вычислить, кто причастен к запуску снаряда, приведшего к гибели и ранениям граждан России.
Действительно, ситуация, когда с территории Украины по России ведется случайный или умышленный огонь, становится крайне опасной. Нельзя исключать, что при определенном стечении обстоятельств, она может привести к самым катастрофическим последствиям. Продолжение подобного рода обстрелов рано или поздно приведет к тому, что российские военные будут вынуждены пресечь эти действия, что чревато началом вооруженного конфликта между Россией и Украиной.
В связи с этим, особый интерес представляет то, кем и зачем были выпущены данные снаряды.
Первая и наиболее вероятная версия состоит в том, что это были случайные выстрелы или неумелая работа артиллеристов. Учитывая невысокий уровень подготовки украинской армии, а так же полное отсутствие таковой у большинства ополченцев (при наличии артиллерии), прилетевшие в Донецк снаряды могли быть по ошибке выпущены как одной, так и другой стороной. При этом, ждать признания собственной ошибки от тех или других абсолютно бессмысленно.
Нельзя исключать и того, что роковые выстрелы являются провокацией, призванной подтолкнуть российскую сторону к применению вооруженных сил в отношении Украины. Заинтересованными в этом могут быть, как представители ополчения, не раз призывавшие Москву к военному вмешательству, так и определенные круги близкие к в высшему политическому руководству России.
В последнее время очевидно, что Владимир Путин не испытывает особого желания начинать военную кампанию на Украине. Обстрелы российской территории, к тому же еще и с человеческими жертвами могут не оставить президенту другого выбора.