Национализированное после революции 2010 года имущество не может быть объектом судебных разбирательств – Конституционная палата КР

Автор -

    Декреты Временного правительства о национализации имущества и иные декреты Временного правительства не могут быть предметом судебного разбирательств в рамках конституционного или любого другого вида судопроизводства. Об этом сообщает Конституционная палата в понедельник.

    Как уточняется, такое решение Конституционная палата приняла в минувшую пятницу, 11 июля, рассмотрев обращения компании «United Cement Group PLC», обществ с ограниченной ответственностью «Эмгек Курулуш», «Ташкомур», «Пансионат «Витязь», «О.К.К.В.» и граждан Калимовой С.Л., Байгобылова Б.А., Баева В.В. и других, имущество и акции которых в 2010 году были национализированы декретами Временного правительства.

    По мнению заявителей, декреты нарушили их права на частную собственность; собственность была национализирована без возмещения стоимости объектов; национализация проведена путем издания декрета, а не закона; декреты не соответствуют Конституции по содержанию норм, по форме нормативного правового акта, по порядку его принятия; не имеется ни решения суда, ни обвинительного приговора, устанавливающего виновность или нарушение законодательства Кыргызстана. Кроме того, считают заявители, ряд декретов о национализации конкретных объектов противоречат другому декрету Временного правительства, которым был утвержден порядок принудительного изъятия имущества.

    Обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, Конституционная палата пришла к следующему выводу: переход всей полноты государственной власти к Временному правительству 7 апреля 2010 года стал результатом произошедших в стране социально-политических событий. Примеры создания подобных органов в мировой истории свидетельствуют о том, что они, как правило, выступают временными органами власти в условиях переходного периода или острого социально-политического кризиса и обязаны обеспечить должное функционирование административно-политического механизма государства.

    Социально-политический кризис носит объективный характер и представляет собой развивающуюся политическую реальность, которая может независимо от воли тех или иных субъектов политических отношений создавать общественные отношения, которые выходят за рамки процедур и правил, установленных политической системой государства.

    Политические решения в кризисных ситуациях – важнейшая часть целостного политического процесса, возникающего и развивающегося в связи с экстраординарными событиями, представляющего нечто новое и специфическое по сравнению с тем, что характерно для обычного стабильного состояния политической системы.

    Цель таких решений состоит в стабилизации социально-политической ситуации, преодолении критического состояния и социально-политической напряженности, обеспечении правопорядка, безопасности государства и населения, то есть в целом управления государством в переломный момент с целью выхода из социально-политического кризиса.

    Временное правительство, как орган власти переходного периода, взяло на себя ответственность за проведение конституционной реформы и формирования на ее основе конституционных органов государственной власти.

    Особенности управления государством в условиях острого кризиса, подобного тому, который имел место в апреле 2010 года, заключается в необходимости принятия органом, возложившим на себя функции государственной власти, решений, направленных на стабилизацию или изменение общественно-политической ситуации, разрешение иных проблемных вопросов.

    Декреты по своему целевому предназначению обеспечивали полноценное функционирование государства во всех сферах его жизнедеятельности в период кризисной социально-политической ситуации.

    В демократическом правовом государстве национализация должна применяться как исключительное средство экономической политики в отношении объектов частной собственности, имеющих стратегическое значение для государства. Национализация в этом смысле не является мерой наказания, а имеет социально-экономическое значение и должна отвечать публичным интересам общества и заключаться в обеспечении надежного функционирования того или иного сектора экономики государства.

    Национализация, осуществленная Временным правительством, носила иной характер и была обусловлена исключительными обстоятельствами. Изъятие имущества у частных собственников на основании декретов о национализации явилось мерой исключительного характера, обусловленное экстраординарностью ситуации и наличием особой необходимости.

    С принятием Конституции 2010 года и реализацией ее положений, Временное правительство декретом № 147 объявило о своем расформировании, большинство декретов Временного правительства утратили свою юридическую силу. Декреты о национализации сохраняют свое юридическое значение, отношения, возникшие на их основе, имеют длящийся характер и порождают для субъектов определенные юридические последствия, в связи с чем возникает правомерный вопрос о их роли и месте в действующей системе права, о возможности их обжалования в судебном порядке.

    Акты органа временной власти о национализации, принятые в экстраординарных условиях, с восстановлением конституционного порядка и в условиях функционирования государства и его органов в правовом режиме, должны быть формализованы в порядке, установленном действующим законодательством.

    В случаях, если при изъятии имущества на основании Декретов были допущены нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, их законные притязания должны быть рассмотрены компетентными государственными органами. При этом любые ограничения, связанные с правом частной собственности должны быть оправданы и соразмерны конституционно значимым целям.

    В силу требований Конституции и конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», в соответствии с которыми предметом проверки должны быть строго формализованные законы и иные нормативные правовые акты, принятые и введенные в действие с соблюдением установленных процедур, вопрос о конституционности оспариваемых декретов не может быть решен Конституционной палатой по существу. Оспариваемые декреты приняты вне установленных нормотворческих процедур, не обладают формальными признаками нормативных правовых актов и не могут быть исследованы и разрешены юридическими способами, имеющимися в распоряжении Конституционной палаты. Более того, именно по этой причине декреты не могут быть предметом рассмотрения и судов общей юрисдикции.

    Следовательно, органам государственной власти с целью детального изучения вопросов, затрагиваемых оспариваемыми Декретами и обеспечения заинтересованных субъектов правом на доступ к правосудию, необходимо предпринять должные меры, разработать механизм разрешения спорных вопросов в рамках действующего правового поля.

    Содержательное значение данного обязательства выражается в создании необходимых условий, в которых субъект любой из форм собственности будет иметь возможность реализации по своему усмотрению своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также будет иметь доступ к эффективным средствам защиты в случае необходимости.

    В это связи Конституционная палата поручила правительству создать правовые механизмы, обеспечивающие в разумные сроки разрешение спорных отношений по декретам временного правительства и возможность восстановления имущественных прав законных собственников. При этом, решения, принятые по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части решения должны иметь форму актов правительства, позволяющих субъектам спорных отношений реализовать свое право на судебную защиту.

    Поделиться