Интернет-издание «Белый Парус» попыталось разобраться, кому выгодно, чтобы лекарства-«дженерики» исчезли с рынка СНГ, и почему во многих постсоветских странах общественники активно проводят акции у стен представительств компании «Хоффман Ля Рош», министерств здравоохранения и госструктур вроде отечественного «Кыргызпатента».
Приводим сокращенный текст этого занимательного материала.
«Пытаясь разобраться, кто именно заинтересован в выталкивании с рынка фармакологии компании «Ротафарм», поставляющей доступный по цене препарат для почечников, я натолкнулся на любопытнейшие факты. Оказывается, почти во всех странах СНГ, а также в Грузии и Прибалтике, в течение последнего года общественные организации, отстаивающие интересы тяжело больных людей, активно восстали против этой самой компании «Ля Рош» (другие написания – «Рош», «Хоффман Ля Рош», «Rоche»). Суть претензий заключалась в том, что во многих странах эта компания пытается монополизировать поставки лекарственных средств для самых тяжелых заболеваний – онкологических, СПИДа, гепатита С, – и устанавливает при этом непомерно высокие цены. Для тысяч людей лечение стало недоступным. Как результат прокатились громкие акции протеста, люди выходили с плакатами, на которых во всех вариациях компанию «Ля Рош» называли убийцей и требовали снизить цены.
Подчеркиваю! – для любителей давить оппонентов судами! – это НЕ наше обвинение – не мое и не «Паруса», это вполне официальные материалы СМИ и правозащитных организаций. И я буду далее обильно приводить цитаты и ссылки.
Итак. Россия. Москва. Движение «Пациентский контроль». 24 июля (2013 года – ред.) у здания Министерства здравоохранения в Москве состоялась акция протеста. Активисты движения «Пациентский контроль» вышли к чиновникам с требованием заставить производителей препаратов против гепатита С снизить цены. Мы держали в руках плакаты: «В России 5 000 000 людей заражены вирусом гепатита С», «Лечение стоит 500 000 рублей», «Цены «Рош». нас убивают», «Заставьте «Рош» снизить цены». Официальное обращение к Министру здравоохранения В.И. Скворцовой передано в общественную приемную.
Молдова, Кишинев. «Лига людей живущих с ВИЧ Республики». У офиса фармацевтической компании «Roche» состоялась акция протеста: «Не забудем, не простим, 15 лет лечения по 15 000 тысяч долларов»!
Грузия. «Сеть снижения вреда Грузии». 24 июля 2013 года прошла акция перед офисом компании «Рош». Активисты держали свои похоронные фото, говоря, что это станет реальностью, если фирма не снизит цены. Участники скандировали «”Ля Рош”, ваша жадность убивает».
Латвия. Общество «Объединение HIV.LV». Прошла Публичная акция. Для фармкомпании «Рош» закуплены 2 пары ножниц, которые выкрашены лаками в противный желтый цвет и кровяные пятна.
Армения. 24 июля в Армении «Адвокационная группа по вопросам ВИЧ/СПИДа», в которую входят 4 организации, провела акцию, приуроченную к Всемирному дню борьбы против гепатитов. Участники мероприятия прошли по улицам Еревана с плакатами по направлению к армянскому представительству компании «ХОФФМАН–ЛЯ РОШ». В руках участников были плакаты с лозунгами: «Ваше лечение не стоит и гроша», «Ваши цены нас убивают. Минздрав, заставьте снизить цены», «В Roche зарабатывают за счет жизни людей».
А вот и самое интересное сообщение!Оказывается, такая же акция в июле прошлого года проходила и в Бишкеке!
Кыргызстан. Ассоциация «Партнерская сеть». 24 июля 2013 г. у здания «Кыргызпатента» и Министерства здравоохранения КР состоялась гражданская акция под лозунгом: «Доступ всем! Лечение каждому!». В акции приняли участие волонтеры из Общественной организации «Достояние Республики», молодежной сети равного обучения «Y-Peer», организаций «Ранс Плюс», «Право на жизнь», «Эргене» и сообщества людей, болеющих вирусным гепатитом С.
Были растянуты плакаты с лозунгами: «Высокие цены – короткая жизнь», «Есть закон! Есть патент! Нет доступа к лекарствам!», «”Рош”, снижайте цены», «Гепатит С + “Ля Рош” = ласковый убийца».
По итогам данной встречи заявлено о том, что Минздрав не уполномочен вести переговоры с фармацевтическими компаниями и выставлять требования о снижении цен на лекарства. Минздрав готов присоединиться к нашей инициативе и рекомендовать фармкомпаниям снизить цены на лекарства для лечения гепатита С. Впереди переговоры с “Рош”».
На высокой стоимости препаратов для лечения гепатита С сказывается отсутствие «дженериков» (другое написание – «генериков»), – абсолютно четко вещала «Вечерка» год назад. И не раз! Газета активно освещала акцию протеста, делая упор на законодательство и призывая чиновников его отрегулировать.
Цитата:
«Многочисленный анализ подтверждает, что существующий патентный закон препятствует ввозу более дешевых аналогов – генериков – на рынки Кыргызстана. В стране сложилась монополия. В результате растут цены на жизненно важные лекарства, например, для лечения гепатита С, онкозаболеваний и ряда других подобных», – рассказал о целях мероприятия Айбар Султангазиев.
По его словам, количество людей в Кыргызстане, больных гепатитом С, неуклонно растет. Сегодня в стране более 220 тыс. человек нуждаются в лечении этого заболевания. Между тем лечение гепатита С стоит очень дорого. Полный курс может составить более $15 тысяч. Один только препарат «Пегасис» (от «Ля Рош» – ред.) стоит $269, а принимать его нужно на протяжении 48 недель.
«Производителями препаратов для лечения гепатита С являются фармацевтические гиганты «Ля Рош» и ***, которые обладают патентом на данный препарат. Никто, кроме них, не может выпускать на рынок данное лекарство. Хотя в ряде стран (Египет, Бразилия, Индия) уже начали производство аналогов. Фирменный препарат в этих странах стоит в семь раз дешевле, чем у нас. Но в данный момент, согласно нашему законодательству, если другие производители начнут завозить генерики, то монополист «Ля Рош» им выставит судебный иск на основании патентного законодательства», – рассказал активист.
Руководство «Кыргызпатента» сути проводимой у стен их здания акции не поняло.
«Лучше скажите, чем объясняют дистрибьюторы такую накрутку цен? Должна быть какая-то политика по обеспечению лекарственными средствами. Должен быть орган, который договаривается о ценах для страны с крупными производителями. Во многих странах это практикуется. Давайте начнем переговоры на эту тему и пригласим представителей Минздрава, департамента лекарственного обеспечения и обсудим лекарственную политику», – предложила заместитель председателя «Кыргызпатента» Зина Исабаева.
«Необходимо, чтобы Министерство здравоохранения начало проводить политику регулирования цен. В условиях рынка лекарства – это особый вид товара, требующий государственного надзора и контроля. Нужно, чтобы Минздрав начал влиять на фармкомпании в части ценообразования. У нас есть расчеты, что себестоимость препаратов намного ниже, чем цены, по которым они поступают в продажу», — прокомментировал Султангазиев.
Заместитель министра здравоохранения Марат Калиев тоже предложил сесть за стол переговоров. Он также предложил совместную встречу, на которой можно было бы обсудить ценообразование и те шаги, которые может сделать Минздрав навстречу больным….» (Конец цитаты. Источник: «Вечерний Бишкек»).
Прошел год. Только год. Но ситуация на рынке Кыргызстана невероятным образом перевернулась с ног на голову. Кто и как проводил переговоры с «Ля Рош», – бог весть! Но только с ее монополией не только не было покончено, – она начала расширяться! Теперь компания переключилась и на нефрологию! Теперь больным с почечной недостаточностью все шире предлагают ларошевский препарат «рекормон», а более доступный по цене «репретин», поставляемый «Ротафармом» усилиями различных людей вытесняется с рынка.
Тот самый Калиев однозначно встал на сторону «Ля Роша», куда-то подевались те самые правозащитники, которые выступали против монополии «Ля Роша», они больше не появляются с этим на публике, зато резко активизировались другие, которые выступают за «Ля Рош». Более того, то самое отечественное издание, которое призывало дать дорогу дженерикам, теперь тоже отстаивает интересы «Ля Роша» и кричит, что ротафармовский препарат «репретин», является… дженериком! И потому он не такой, а брать надо вовсе даже другой, от «Ля Роша», который якобы является оригиналом…
На эту тему мы уже высказались – называть лярошевский препарат так просто некорректно, поскольку оригиналом является только сам гормон. А вот чем вызвана эта некорректность и странная непоследовательность, можно только догадываться. И это несложно… Почему все те люди, которые вчера говорили, что политика «Ля Рош» наносит вред тяжелым больным, сегодня вдруг стали перевертышами, – вопрос риторический. Их просто сумели убедить изменить свою точку зрения. И убеждали, думаю, вовсе не ласковым словом…
Кстати, газета «Дело N» приводит интересный факт, свидетельствующий о том, что вести агрессивные и некорректные же информационные кампании «Ля Рошу» не впервой. Цитирую. «Производитель и поставщик “Рекормона”, фармацевтическая компания «Хоффманн-Ля-Рош», кстати, далеко не пример этичности и прозрачности. В 2009 -2010 годах, например, она была уличена в раздувании паники вокруг гриппа N1H1 (в народе более известного как «свиной грипп»). Тогда лекарственное средство этой компании под названием «Тамифлю» побило все рекорды продаж»…
Важно, однако, понять другое: почему никто из чиновников, призванных по долгу службы следить за тем, чтобы в стране не было монополистов – причем, именно таких, искусственно созданных! – палец о палец для этого не ударил. У нас, кажется, существует Антимонопольное ведомство? Куда оно смотрело все это время и смотрит нынче? Вопрос тоже риторический.
В Антимонопольке недавно, помнится, разразился скандал: сотрудник попался на вымогательстве крупной взятке на рынке Кудайберген? В итоге глава ведомства Бабырбек Жээнбеков был уволен с должности. Но именно он должен был отследить монополию «Ля Рош» и воспрепятствовать ей. Почему он этого не делал?
Почему? Почему все это происходит? Все – депутаты, правозащитники, медики, чиновники, СМИ! – все знают, что «Ля Рош», мягко говоря, не та компания, которой можно отдать фармацевтический рынок в безраздельное пользование. И однако все к этому идет, и никто теперь этому не противится. Возможно, ответ на этот вопрос прост и банален. Из некоторых источников мы узнали, что представителем «Ля Рош» в Кыргызстане является некая Чолпон Бримкулова. Она же – Галиева. Ничего не будем утверждать и никого не будем обвинять, но, не исключено, родственная ниточка в этой истории тянется к нынешнему премьеру? Не в этом ли дело?».
Источник: «Белый Парус».