Контактная группа по Украине соберется в Минске в понедельник, 1 сентября. Столицу Белоруссии решено сделать регулярной площадкой для встреч в формате Россия — Украина — ОБСЕ. Об этом договорились на минском саммите 26 августа. О его итогах, о новых инициативах российского президента спрашивали участники форума «Селигер». Главный вопрос: как прекратить кровопролитие на Украине? Владимир Путин назвал единственно возможный путь: Киев должен начать предметные переговоры с юго-востоком. Пишет ВЕСТИ.
От каждого дня минувшей недели ждали приближения мира на Украине. Чтобы подтолкнуть процесс, во вторник Путин встретился с Порошенко. А в ночь с четверга на пятницу на сайте Кремля появилось обращение президента к ополченцам: призыв организовать гуманитарные коридоры для попавших в окружение украинских военных. И к середине дня пятницы, когда президента встречал полный зал молодежного форума, киевские войска имели все шансы, сдав оружие, из окружения выйти. И тем самым избежать еще больших потерь. Но в пятницу не вышли. В субботу, если выходили, то скорее вопреки командам из Киева. Путин мог и не просить ополченцев об этом: Россия — не сторона конфликта.
«Видел реакцию матерей, жен военнослужащих украинской армии, которые оказались в этом окружении, это трагедия и для них. Именно поэтому я обратился к ополчению Донбасса с целью открыть гуманитарные коридоры, чтобы люди могли выйти. Многие там сидят без воды и пищи уже несколько дней, боеприпасы кончились. Дайте им возможность уйти. Последняя информация такая: руководство командования украинской армией приняло решение не выпускать их из этого котла, а предпринимать попытки раздвинуть силы ополчения и выйти с боем. Я думаю, что это колоссальная ошибка, которая приведет к большим человеческим жертвам. Русский и украинский народ — это практически один народ, кто бы что ни говорил. То, что происходит сегодня на Украине — это огромная, наша общая трагедия. И нужно сделать все для того, чтобы она прекратилась, как можно быстрее», — считает Владимир Путин.
Несмотря на то, что Россия и Украина вот уже двадцать три года, как две разные страны, государственная граница между странами такая, что позволяет украинским пограничникам спасаться в России от обстрелов. А девять российских десантников по ошибке оказались на украинской территории. О том, что наши без проблем вернутся домой, Порошенко пообещал Путину во вторник. Вернулись десантники поздно вечером в субботу.
«И на нашей территории оказывались украинские военнослужащие, причем, в гораздо большем количестве, один раз — 450 человек вышло, другой раз еще 60, совсем недавно еще 60 и многие с оружием. Были случаи, когда они выходили на нашу территорию и говорили, что просто заблудились, на бронетехнике с оружием. Я верю, что они заблудились, потому что там же нет маркированной границы. Если идут боевые действия с одной стороны, то это вполне возможно. Так что, я считаю, что это вопрос технический, мы с Петром Алексеевичем Порошенко об этом говорили. И он заверил меня в том, что российские военнослужащие будут переданы России так же, как мы передавали и передаем до сих пор военнослужащих украинской армии. Более того, вы знаете, мы оказывали им медицинскую помощь, лечили в наших больницах, госпиталях, поэтому все основания есть надеяться на то, что мы будем взаимно корректны в этом смысле», — отметил российский лидер.
Призывая ополченцев выпустить из окружения украинских военных, Путин обратился и к Киеву с призывом «прекратите бомбить города». Но, очевидно, Киев ждет, что его попросят США и Европа.
«Кто бы мне чего ни говорил, и мы все с вами тоже это понимаем, дураков-то нет, мы же видели, все эти символические пирожки, которые раздавались на Майдане. Информационная поддержка, политическая поддержка, — это что означает? Полное вовлечение и Соединенных Штатов, и европейских стран в этот процесс о смене власти, насильственной, антиконституционной смене власти. А та часть страны, которая с этим не согласилась, подавляется грубой военной силой, с использованием самолетов, артиллерии, систем залпового огня и танков. Если это сегодняшние европейские ценности, то тогда я просто в высшей степени разочарован. Вы знаете, мне это, как ни печально, напоминает события Второй мировой войны, когда немецко-фашистские оккупанты окружали наши города, допустим, Ленинград, и прямой наводкой расстреливали населенные пункты и их жителей. И поэтому я вполне могу понять ополчение юго-востока Донбасса, Луганска. Почему они называют эту операцию военно-гуманитарной? В чем смысл сегодняшних действий? Отодвинуть от крупных городов артиллерию и системы залпового огня, чтобы они людей не могли убивать. И что мы слышим в ответ от наших западных партнеров? Что они не могут этого сделать. Они должны позволить всем себя растерзать, убить, и тогда они будут хорошими? Надо сесть за стол переговоров. Да, надо садиться за стол переговоров, но пока нужно дать властям Украины и немножко пострелять. Может быть, они быстренько наведут нам порядок. Но не получается, надо уже это осознать и надо заставить украинские власти именно предметно начать эти переговоры», — подчеркнул Владимир Путин.
Судя по публичным заявлениям из Брюсселя и Вашингтона, которые по-прежнему во главе украинского президиума, там пока считают, что Киев еще может пострелять по мирным гражданам.
«К чему ни прикоснутся американцы, у них всегда Ливия получается или Ирак. Мы были против того, чтобы применялась сила в Ираке, так же как Франция или Германия были против. Во-первых, уникально само по себе, что Франция и Германия вместе с нами выступали против позиции Соединенных Штатов, это уже о многом говорит. Если сегодняшние лидеры Европы далеки от того, чтобы проявлять самостоятельность, то это не значит, что тенденция пропала», — убежден российский президент.
Что дает возможность России проводить самостоятельную внешнюю политику, аудитория, которая слушала Путина, понимала хорошо. В зале сидели молодые историки, политологи, социологи, философы.
«Россия далека от того, чтобы втягиваться в какие-то крупномасштабные конфликты, и мы этого не хотим и не собираемся делать. Естественно, мы всегда должны быть готовы отразить любую агрессию в отношении России. Всегда наши партнеры, в каком бы состоянии ни находились их государства и какой бы внешнеполитической концепции они ни придерживались, должны понимать, что с нами лучше не связываться. Что касается возможного вооруженного конфликта, — думаю, никому и в голову не приходит сегодня развязывать какой-то крупномасштабный конфликт с Россией, — я хочу напомнить, что Россия является одной из наиболее мощных ядерных держав. Это не слова, это реалии, и, более того, мы укрепляем наши силы ядерного сдерживания. Мы укрепляем наши вооруженные силы, они действительно становятся более компактными и более эффективными, они действительно становятся более современными с точки зрения оснащения современными системами вооружения», — говорит Владимир Путин.
Накануне приезда Путина участники форума с фонарями в руках все вместе образовали огромный герб России. Тема патриотизма — одна из тех, что была в вопросах к Путину. Но президент не согласился с тем, что думская оппозиция непатриотична. По внешней политике, как правило, расхождений нет.
«Есть и так называемая несистемная оппозиция, но это тоже не единое целое, там тоже разные люди есть: есть люди, которые настроены патриотично, а есть другие люди. Вот большевики в ходе Первой мировой войны желали поражения своему Отечеству, и, когда героические русские солдаты и офицеры проливали кровь на фронтах, кто-то раскачивал Россию изнутри и докачался до того, что Россия как государство рухнула и объявила себя проигравшей. Чушь, бред, но это случилось, это полное предательство национальных интересов! Такие люди есть у нас и сегодня. Ну, что же делать? Без этого, к сожалению, ни одно общество не обходится. Но я всё-таки исхожу из того, что фундаментальные основы жизнеспособности нашего государства никогда не вытолкнут таких людей на передовые позиции в государстве», — убежден российский лидер.
«Жизнь нам покажет, соответствует ли то, что мы создали, сегодняшнему уровню развития нашего общества и нашего государства. Но, на мой взгляд, основные несущие каркасы созданы, ведь у нас такая своеобразная страна, мы то заставляем бояр бороды отращивать, то рубим бороды, то отращивать заставляем, то опять рубим. Это в экономике так же. Когда наступает кризисное явление в экономике и отдельных стран, и всего мира, сразу поднимается уровень государственного регулирования. Все начинают говорить, что без этого невозможно, государство должно взять это, взять то, как только экономика из кризиса выходит, говорят, нет, это вериги, это цепи, которые не дают двигаться вперед», — отвечает Путин на вопрос из зала.
«В 2007 году я послал запрос в архив Министерства обороны. Мне хотелось пролить свет на прошлое моего деда, которого уже не было в живых. Надо сказать, что он говорил, что не участвовал в войне, был в учениях и так далее, а из Министерства пришел ответ, что он участвовал в войне и даже получил орден. Но я повторю, даже уже в 2007 году его не было в живых. Мы послали запрос о выдаче дубликата, но нам сказали, выдают только на живого предъявителя. Вы сегодня упомянули дважды такие слова, как Победа в Великой Отечественной войне и символ. Для нашей семьи это символ в его вклад. Я подготовил обращение. Можно ли, чтобы Вы подписали разрешение о выдаче дубликата?», — с такой просьбой обратились к президенту.
Владимир Путин пообещал просьбу исполнить, и добавил: «Если после этого эмоционального выступления кто-то мне скажет, что у нашей молодежи нет внутренних базисных основ патриотизма, я никогда никому не поверю».
Один из вопросов вернул всех на Украину 2004 года. Путин рассказал, что это ошибочное мнение, будто Россия всеми силами пыталась помочь Януковичу избраться президентом.
«Мы Виктора Федоровича Януковича не проталкивали, и не пропихивали, я хочу, чтобы вы это знали и в России, и в Украине это все знали. Россия всегда поддерживает действующую власть. Так было и во времена президентства Кучмы. И когда его президентство заканчивалось, я у него прямо спросил, кого Россия должна поддержать на следующих президентских выборах. Он мне ответил: Януковича. Мы так и сделали. Потом когда они учинили там полный разврат с третьим туром выборов, я, конечно, начал возражать», — рассказал Путин.
Позже, когда Янукович все же стал президентом, Москва не скрывала, что не понимает, почему за газовые контракты с Россией посадили в тюрьму Тимошенко. Украинская политика последнего десятилетия больше напоминала американские горки. Результат — гражданская война и потеря Крыма.
«Думаю,что, если выбирать между тем, что происходит на Донбассе и как люди в Крыму живут, то любой здравомыслящий человек выбрал сегодняшнее состояние Крыма. Я уже не говорю о душевном порыве, который крымчане испытывали и до сих пор испытывают при воссоединении с Россией. За это, мы кстати говоря, очень благодарны крымчанам, потому что они продемонстрировали, что такое патриотизм. Но это не значит, что нет бытовых вопросов, проблем связанных с признанием. Думаю, что это будет решаться долго и нудно. И для меня это странно, потому что действительно то, что произошло в Сербии, с Косово, говорит о том, что когда есть политическая воля и желание, то очень легко признаются те решения, которые в Косово и в Крыму были приняты. Кто может отказать народу в праве на самоопределение? И когда я со своими западными коллегами на этот счет дискутирую, ответа на это нет, поверьте мне, нет ответа», — отмечает президент РФ.