Российские и казахстанские транспортные компании заполонят рынок и оставят без работы тысячи отечественных грузоперевозчиков, если Кыргызстан вступит в Таможенный союз (ТС). Об этом сообщил глава Ассоциации грузоперевозчиков Темирбек Шабданалиев.
«Вступление нашей страны в ТС имеет две стороны. Хорошая — откроется большой рынок сбыта сельхозпродукции, которая составляет 60 % экспорта Кыргызстана. Присоединение к ТС позволит увеличить объемы поставок и, соответственно, грузовых перевозок. Кроме того, облегчится сам процесс перевозки в пределах организации», — отметил положительные стороны председатель.
Однако негативная сторона перевешивает выгоду от членства республики в Таможенном союзе. По словам Шабданалиева, существует угроза, что российские и казахстанские транспортные компании выдавят кыргызских грузоперевозчиков с рынка и займут их место.
«Например, российские компании уже приходят в Кыргызстан и открывают свои филиалы, потому что они хотят самостоятельно заниматься перевозками нашей сельскохозяйственной продукции в Россию. Их компании будут забирать продукты и сами везти в Екатеринбург, Свердловск и другие города. Наши же дальнобойщики не смогут конкурировать с россиянами и казахами, потому что большинство наших ездит на старых грузовиках типа КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, к тому же, по высоким ценам. Россияне и казахи же ездят на современных, более вместительных и комфортных грузовиках», — пояснил глава ассоциации.
Он признал, что Кыргызстан может выиграть от появления иностранных транспортных компаний с новыми автомашинами, иными методами управления и организации грузоперевозок. Однако их появление приведет к безработице среди отечественных перевозчиков, число которых превышает 80 тыс. человек.
«Наши транспортные компании слабо развиты из-за невыгодной системы налогообложения, которая предусматривает максимальные ставки для юридических лиц, минимальные — для индивидуальных предпринимателей. Поэтому в компаниях работает около 20 тыс. водителей, в частном порядке перевозками занимаются до 62 тыс. человек. Из этого количества более-менее современные грузовики имеются только у 5 тыс. перевозчиков. Они смогут работать дальше, но остальные останутся без работы», — посетовал Шабданалиев.
Глава ассоциации продолжил, что имеется вероятность найма кыргызских водителей на работу в российские и казахстанские компании. Однако эти фирмы работают по международным стандартам, которые требуют полного оформления разных видов документов. Этому местные перевозчики не обучены, а сама работа в компаниях менее выгодна, чем индивидуальные перевозки.
Шабданалиев добавил, что неоднократно эти вопросы поднимались перед правительством, а также перед Министерством транспорта и коммуникаций. Однако понимания в кабмине грузоперевозчики не нашли.
«К сожалению, в Минтранскоме нет компетентных сотрудников, которые могли бы проанализировать и оценить риски для транспортников от вступления в ТС. Это из-за того, что в руководство министерства приходят непрофессионалы, которые не могут вести адекватную транспортную политику. Нам остается лишь обратиться к депутатам парламента за содействием, потому что они и раньше помогали нам, идя навстречу», — резюмировал председатель ассоциации.
Вступление Кыргызстана в Таможенный союз ожидается в 2015 году, сейчас ведется подготовительная работа к присоединению.