Министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев выступил на Общеполитических дебатах 69-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В своем выступлении он акцентировал внимание мирового сообщества на вопросах воды и гидроэнергетики в регионе Центральной Азии. Об этом сообщили в пресс-службе внешнеполитического ведомства.
В контексте задач устойчивого развития Кыргызстана министр, в частности, отметил, что ключевым фактором благополучия региона в условиях таких глобальных вызовов, как изменение климата, угроза энергетического кризиса, демографический рост в Центральной Азии, во многом, являются водные ресурсы.
При этом, принципиальная позиция Кыргызстана состоит в том, что водные ресурсы и энергетика неразрывны и неотделимы друг от друга, а развитие гидроэнергетики является важнейшей предпосылкой обеспечения устойчивого развития. Это в полной мере созвучно инициативе Генерального секретаря ООН, в соответствии с которой 2014-2024 годы объявлены декадой «Устойчивой энергетики для всех».
Доступ к современным, недорогим и экологически чистым услугам по энергоснабжению в развивающихся странах имеет чрезвычайно важное значение для достижения глобальных целей в области развития, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия. Несомненно, что проблема доступной электроэнергии должна найти достойное отражение и в новой глобальной повестке устойчивого развития на период после 2015 года.
В ходе Климатического саммита, состоявшегося за день до начала Общих дебатов ООН, министр иностранных дел Кыргызстана в своем выступлении также остановился на гидроэнергетической проблематике. Так, Абдылдаев сообщил, что одним из наиболее важных условий для адаптации к изменению климата является всестороннее развитие источников экологически чистой и недорогой электроэнергии. Это наиболее актуально для стран с развивающейся экономикой, к которым относятся и государства центральноазиатского региона.
«Кыргызстан считает, что строительство крупных гидроэлектростанций следует рассматривать, как один из элементов чистого низкоуглеродного развития, а водные ресурсы — в качестве ядра модели «зеленого развития» в регионе. Помимо выработки чистой энергии, строительство гидроэлектростанций в Кыргызстане позволит изменить режим водохранилищ с энергетического на ирригационный и, таким образом, повысить уровень гарантированного водообеспечения орошаемых земель соседних стран нижнего течения», — отметил в своем выступлении министр.
Таким образом, по словам Абдылдаева, путем реализации гидроэнергетических проектов можно решать вопрос не только сокращения выбросов парниковых газов, но и проблему острой нехватки воды в регионе в вегетационный период.
Ранее в ходе встречи высокого уровня «Сокращение рисков от бедствий, связанных с водой: необходимость для повестки развития после 2015 года», состоявшейся на полях Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке 25 сентября Абдылдаев отметил, что крупные плотины, помимо задач по обеспечению устойчивого развития, несут еще одну важнейшую функцию — увеличение потенциала по управлению природными паводками. Это подтверждено итогами оценочных исследований проекта строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане, отчет по которым был опубликован Всемирным банком в начале сентября этого года. Это опровергает позицию некоторых стран, связывающих строительство гидроэлектростанций с вопросами техногенной безопасности. Как заключили эксперты Всемирного банка, плотина Рогунской ГЭС может значительно смягчить последствия возможного максимального паводка для защиты всего Вахшкого каскада вниз по течению реки.
Таким образом, как сообщил Абдылдаев, ввод в эксплуатацию ГЭС в Кыргызстане не станет причиной возникновения сезонных паводков. Наоборот, строительство Камбаратинской ГЭС позволит изменить режим работы Токтогульского водохранилища с энергетического на ирригационный и перейти к сбалансированному использованию водных ресурсов в регионе.