Детям с ограниченными возможностями не хватает комплексной поддержки

Автор -

    Сегодня доступ к образованию детей с особыми нуждами стал наиболее актуальной проблемой. В Кыргызстане достоверной статистики о детях с особыми нуждами, которые не посещают школу, не существует. Отсутствует доступный психолого-медико-педагогический механизм выявления детей, не приступивших к обучению или бросивших школу, вследствие лечения или неуспеваемости. Не развита система учета детей, нуждающихся в надомном обучении, а также детей, получающих такое обучение. 

    Для понимания реальной ситуации в оказании помощи детям с особыми нуждами в Кыргызской Республики проведен анализ межведомственного взаимодействия Министерства социального развития, Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки и Государственного агентства по делам местного самоуправления и миграции. Анализ является одним из результатов проекта «Доступ к образованию детей с особыми нуждами», который реализуется с июля 2014 года Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». 

    Как показывает аналитическая работа экспертов, в регионах Кыргызстана не осуществляются реабилитационные образовательные программы, существует пренебрежение к основным потребностям ребенка – отсутствуют диагностика, специализированное и общее дошкольное развитие и воспитание.  

    «Социально-педагогическая запущенность стала неотъемлемой составляющей психологической характеристики сельского ребенка с особыми нуждами.  Низкий уровень жизни оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие, здоровье и жизнь ребенка. Отсутствие раннего вмешательства нарушает его социализацию, приводит к тому, что дети с особыми нуждами к школьному возрасту все больше отдаляются от своих сверстников», — говорит заведующая Республиканской Психолого-медико-педагогической консультации (ПМК) Татьяна Романова.

    К сожалению, как показал анализ, массовые общеобразовательные школы по качеству образовательных услуг и физической среды уступают специальным школам для детей с нарушениями слуха, зрения, речи и интеллекта. Такая ситуация способствует сегрегационной модели обучения. В стране существуют единичные примеры предшкольной подготовки в регионах, способствующей развитию инклюзивного образования.

    «Представленный анализ межведомственного взаимодействия содержит описание этапов оказания поддержки ребенку с особыми нуждам со стороны различных профильных ведомств, порядок взаимодействия специалистов различных учреждений и организаций, систему информационного обмена с целью оказания преемственной поддержки детей с особыми нуждами и их родителей. Данный анализ может быть использован в работе специалистов учреждений социального развития, здравоохранения, образования и органов опеки и попечительства», — рассказывает менеджер по проектам Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) Анара Надирбекова.

    Помимо анализа межведомственного взаимодействия, проект «Доступ к образованию детей с особыми нуждами» предусматривает обучение специалистов методам выявления детей с особыми нуждами, разработку и тестирование модели межведомственного взаимодействия.

    Оказание помощи в доступе к образованию должно включать несколько направлений, в том числе защиту прав, обеспечение школьного транспорта, улучшение физической среды школы, медицинскую, социальную и психолого-педагогическую помощь. Именно поэтому выявление детей с нарушениями в развитии и организация комплексной помощи возможно лишь при условии эффективного межведомственного взаимодействия, в которое вовлечены учреждения социального развития, здравоохранения, образования, органы местного самоуправления и общественные организации. 

    Поделиться