Каким должен быть Жогорку Кенеш VI созыва?

Автор -
652

    В 2015 году в Кыргызстане пройдут очередные парламентские выборы. Действующие депутаты Жогорку Кенеша уже начали готовиться к выборам — создаются новые партии, союзы, обновляются списки партийцев, принимаются новые правила голосования. 

    Лидеры парламентских фракций рассказали KNews о своих планах по подготовке к выборам, а также о том, каким видят Жогорку Кенеш следующего созыва.

    Лидер СДПК Чыныбай Турсунбеков отметил, что нынешний депутатский корпус является первопроходцем в новой для страны системе управления и, несмотря на 4 года работы, все еще учится работать по парламентской системе.

    «Парламентское правление — это не только новые права для партий, но и новые обязанности, ответственность. С тех пор, как сформировалась первая коалиция большинства, мы учимся. Если помните, изначально партии делили даже должности акимов, чуть ли не до почтальона айыла хотели назначать по партийным принципам. Но при создании следующих коалиций мы уже учились, начали выдвигать своих кандидатов только на политические должности. Благодаря таким вещам мы учимся, стараемся работать по новой Конституции, учитывая общественное мнение. Этот опыт пригодится при работе следующего созыва.

    При формировании списка кандидатов в депутаты каждая партия уже будет учитывать ошибки этого созыва. Например, все уже поняли, что выбирать в парламент партии, созданные с бухты-барахты, не стоит, потому что мы видели, как эти партии себя проявили в Жогорку Кенеше, как они рассыпались. Я думаю, что сейчас партии будут формировать свои списки более тщательно. В этом отношении партии, получившие опыт в этом созыве, при прохождении в следующий созыв будут более опытными и допустят меньше ошибок. А новые партии, которые еще не работали в Жогорку Кенеше, будут ошибаться», — сказал Турсунбеков.

    Он добавил, что в парламент следующего созыва могут пройти новые партии, но образованные депутатами нынешнего созыва. Чыныбай Турсунбеков считает, что чем меньше партий в парламенте, тем больше шансов на стабильность.

    «Все знают, что сейчас в парламенте существуют группы депутатов, которые ушли из своих фракций и создали собственные партии. Я считаю, что в первую очередь в Жогорку Кенеш попадут партии более организованные, с хорошим опытом. Чем меньше партий в парламенте, тем больше шансов на стабильность. Но мы живем в демократической стране, и никто не может заставить людей выбирать определенное количество партий», — отметил лидер СДПК.

    Глава партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов рассказал, что «арнамысовцы» пока к выборам не готовятся, а сосредоточены на выполнении своих обязанностей в Жогорку Кенеше.

    «Молодые партии на местах уже начали подготовку к выборам, некоторые у нас спрашивают, почему мы ничего не делаем. Но я считаю, что еще рано для того, чтобы заниматься предвыборной кампанией. Надо показать себя в работе в парламенте.

    Один из серьезных недостатков парламентской формы правления, как показал опыт, заключается в создании коалиционного правительства. По нашей Конституции дается 15 дней на формирование коалиции, определение премьер-министра, написание программы, структуры и состава правительства, утверждение кабинета министров. Появляется ненужная спешка. Одна из задач перед нашей партией – это ликвидировать этот недостаток. Мы сейчас работаем над этим. На самом деле это серьезная проблема. Приходится на ходу определять кандидатов, проводить конкурс. Мы попытаемся предложить варианты решения этой проблемы», — сказал Кулов.

    Депутат выразил мнение, что 4 партии в парламенте – это оптимальное количество, тогда 3 партии могут объединиться в коалицию, а 1 — быть в оппозиции. Кулов считает, что 2 партии в оппозиции не могут между собой договориться и вести нормальную политику, а 1 партия в оппозиции будет сильной фракцией. Также лидер «арнамысовцев» выразил мнение, что возраст депутатов – не главное, народный избранник должен уметь работать с документами и населением, а также контролировать исполнение законов.

    «Вы знаете, что про нашу партию и раньше говорили, что она не пройдет в парламент, но мы прошли. И мы выстрелили не сразу, а гораздо позже. У каждой партии своя тактика. Я считаю, что ставить кому-то лампочки в подъезде или мусорные баки во дворе, это неправильная линия поведения. Ну раздадут сегодня партии деньги, а что потом? Придут только богатые партии, которые потом будут стараться эти деньги отбивать. Нужно менять линию поведения и работать по-другому. Мы рассчитываем на то, что политическая культура населения растет.

    Преимущество новых партий в том, что они могут критиковать парламентские партии, это естественно, это их обязанность на волне критики показать, что они могут сделать лучше. Это нормальная политическая борьба, и мы к этому готовы. Если им удастся убедить людей, что они смогут сделать лучше, то, пожалуйста. Гарантий, что все 5 партий, которые сейчас есть в ЖК, пройдут снова, нет. Но мы надеемся, что мы пройдем, но мы пока не раскрываем свои карты», — сказал Кулов.

    Лидер партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев считает, что в парламенте следующего созыва не должно быть много партий, достаточно 2 или 3.

    «Сегодня в парламенте много партий, нужно постоянно договариваться, оглядываться. Это приводит к слабому правительству, потому что в нем много компромиссов, оглядок, согласований. Нужно объяснить людям, что они должны голосовать за партии, которые имеют не только прошлое, но и будущее, за партии устойчивые. Нужно изменить правила выборов, например, путем повышения избирательного барьера с 7 % до 10 % или 15 %. Таким образом, в парламент попадут всего несколько партий. Сегодня этот вопрос серьезно обсуждается.

    Мы также предлагаем внести такие изменения, чтобы было больше прозрачности, например, введение региональных списков, где порядок списка определяется не только партией, но и самими избирателями. Это усилило бы региональные организации, дало бы возможность появлению новых политических лидеров, воспрепятствовало бы политической коррупции в партиях, сохранило бы партии от чрезмерной децентрализации, авторитаризма. Всеми этим недостатками страдают все партии, в том числе и наша. Поэтому мы и предлагаем выборы по региональным спискам, не полагаться на личные качества лидеров партий, менять правила игры», — сказал Текебаев.

    Депутат отметил, что появление новых сил на политической арене, конечно, желательно. При этом добавив, что «Ата Мекен» также можно считать новой силой.

    «Мы во власти всего 4 года, разве мы старая сила? А другие политики, которые притворяются новыми, служили всем предыдущим режимам в течение последних 20 лет, служили детям диктаторов, женам диктаторов и самим диктаторам. Как они могут притворяться новой силой, я не понимаю. Мы и есть новая сила. Мы ждем другие силы и готовы с ними сотрудничать.

    Сегодняшний состав парламента самый молодой за историю Жогорку Кенеша, он самый новый с той точки зрения, что в нем много новых людей, которые раньше никогда не были в политике. В то же время качество парламента оставляет желать лучшего. Поэтому я считаю, что возраст — не самый верный и единственный показатель качества парламента. По возрасту наша фракция самая старая, средний возраст 53-54 года, хотя самые молодые депутаты у нас, но в то же время самые аксакалы тоже у нас. Второй по возрасту идет «Ар-Намыс», третьей — СДПК.  Самыми молодыми по возрасту депутатов являются «Ата-Журт» и «Республика». И пусть избиратели сами делают свои выводы, имеет ли возраст значение или нет. Где оказалось больше сплоченности, боевого духа и опыта?

    Обновление состава ЖК в плане возраста, конечно, нужно, но это не главный показатель. Главное, депутат должен иметь твердые убеждения и принципы, он должен служить не только собственным интересам и интересам партии, но своему народу в первую очередь. Депутат должен быть компетентным, образованным, опытным в той или иной сфере. Самое главное – характер и принципы. Все остальное — второстепенное. Все остальное, скажу, как старый парламентарий, наживное», — считает лидер «Ата Мекена».

    Лидер парламентской фракции «Республика» Максат Сабиров отметил, что сначала парламенту нужно определиться с правилами проведения следующих выборов, поскольку сейчас в Жогорку Кееше обсуждаются сразу несколько законопроектов с изменениями в закон о выборах.

    «Поднимается региональный вопрос, предлагается голосовать по региональным спискам. Я против этого закона, если его принять, то люди начнут делиться по регионам, по районам, кланам и даже селам. Так делать нельзя. Почему «Республика» объединилась с «Ата-Журтом»? Чтобы не было такой проблемы, как разделение на север и юг. Сейчас это деление является большой проблемой», — сказал Сабиров.

    Он также отметил, что присутствие пожилых людей в парламенте – это не минус, скорее даже плюс, поскольку депутаты должны использовать свой многолетний опыт и показывать более молодым представителям исполнительной власти пути развития страны.

    «В исполнительную власть нужно брать людей от 35 до 45 лет, то есть молодых людей. Это нужно для того, чтобы правительство работало эффективно. В Жогорку Кенеше же, на мой взгляд, должны быть люди старше, они намного опытнее, они могут давать направление этим молодым людям. Молодым нужно давать шанс поднимать страну, работать, потому что энтузиазма и энергии у них много, а после 50 лет люди могут быть в парламенте, писать законопроекты, показывать путь молодым людям.

    В начале этого созыва и «Республика» и «Ата-Журт» были не опытными, собрались быстро и пошли на выборы. Другие партии – СДПК, «Ата Мекен», «Ар-Намыс» имеют за плечами большой стаж в политике. Но наши две партии всего за 2-3 месяца смогли подготовиться к выборам и пройти в парламент. 5 лет — это немалый срок, это большой опыт, конечно, были и трудности, кто захотел уйти из партии, уже ушел, кто хотел остаться, остались. Оба лидера нашей объединенной партии молодые, они признали свои ошибки, и их объединение будет мощным толчком для других партий», — отметил лидер фракции «Республика».  

    Лидер фракции «Ата-Журт» Жылдызкан Джолдошова комментировать подготовку к выборам не стала, отметив, что это должны сделать лидеры партий. Однако народная избранница обратила свое внимание на другой вопрос – стоит ли Кыргызстану и дальше жить по парламентской форме правления.

    «Оправдало ли себя парламентское правление? Стоит ли нам дальше двигаться в этом направлении или нужно менять систему? Это большой вопрос. Когда в государстве не решаются глобальные вопросы – границы, воды в Токтогульской ГЭС, внутренней и внешней безопасности, газа, то есть существуют не только политические, но и экономические вопросы, стоит задуматься, нужен ли нам парламентаризм. Получается, из всех трех ветвей власти никто ни за что не отвечает. В такой ситуации нужно определить, какая система управления нам нужна. Может быть, через референдум должны прийти к новой системе правления? Кто сейчас за что отвечает? Разве депутаты сейчас за что-то отвечают? А за что отвечают правительство и президент? Я сейчас на этот вопрос ответить не могу.

    Каждый думает лишь о том, чтобы его партия прошла в парламент. Политик, в первую очередь, должен думать о сохранении государственности, о народе, о безопасности страны, начиная с энергетической и заканчивая продовольственной. И только потом он должен думать о выборах. А что делается у нас? Ни один вопрос не решен, но все уже думают, как бы пройти в следующий созыв парламента. Поэтому я считаю кощунством, когда политики, не решая проблем насущных, думают о выборах», — сказала Джолдошова.

    Сама же народная избранница, по ее заверениям, о выборах сейчас не думает и даже не знает, пойдет ли вообще баллотироваться в депутаты следующего созыва, учитывая отношения с одним из лидеров партии «Республика Ата-Журт» Камчыбеком Ташиевым.

    Не согласиться с Жылдызкан Джолдошовой невозможно, ведь в стране все еще существует ряд нерешенных проблем. Планы партий по подготовке к выборам могут провалиться, поскольку предвыборные обещания не были выполнены. Остается только надеяться, что политики выполнят свои обещания, если не ради народа, то хотя бы ради того, чтобы быть в составе нового Жогорку Кенеша.

    Поделиться