В России теперь гражданское оружие, в том числе охотничье, можно использовать для самообороны. Такие поправки в закон о ношении оружия внесло правительство. Нововведение уже вызвало бурную реакцию в обществе. Передает ВЕСТИ.
Техническое редактирование старых правил оборота оружия среди гражданского населения породило серьезный переполох. Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова крайне негативно отнеслась к решению правительства разрешить россиянам носить оружие для самообороны. Она считает, что в результате этого решения может увеличиться количество несчастных случаев, в том числе с детьми.
«Эта норма оправдывается тем, что это только для узкого круга людей, на самом деле, процесс очень скоро может стать неуправляемым, и широкое распространение оружия при такой постановке вопроса имеет высокую вероятность. А это, как следствие, самострелы, преступления в состоянии аффекта. С учетом распространения алкоголизма в стране и распространения наркомании это дополнительный фактор риска. С учетом нашей небрежности в хранении, возможен доступ к оружию у детей», — считает Элла Памфилова.
Она предложила вернуться к пересмотру поправок, но в МВД поспешили уточнить. По сути никаких принципиальных изменений нет. Применять некоторые виды оружия для самообороны тем, кто имеет на него разрешение, можно было и раньше. Это право давал им закон «Об оружии». Теперь это прописано и в регламентирующем документе по «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Разрешение на ношение оружия прописано в «Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». А вчера этот документ привели в соответствие с законом «Об оружии», поэтому в этом вопросе ничего не изменилось.
При этом представители МВД сообщили, что речь идет только об оружии ограниченного поражения — это значит, что дульная энергия при выстреле не должна превышать 91 Дж. По сути дела, это всем хорошо знакомая «травматика». Закон «Об оружии» запрещает ношение в целях самообороны огнестрельного длинноствольного и холодного оружия. Нельзя появляться с любым оружием на митингах, уличных шествиях, в школах и ночных клубах. Так что любой пытающийся разгуливать по Москве с охотничьим ружьём наперевес, без всяких сомнений, будет иметь проблемы с законом.
Но они есть и у тех, кто носит в сумочке травматический пистолет. Так в 2012 году москвичка Александра Лоткова возвращалась со знакомыми из кафе. На станции метро «Цветной бульвар» на них напала компания агрессивно настроенных молодых людей. Потасовка началась еще на эскалаторе, а в центре самой подземки переросла в настоящую драку. Ей пришлось выстрелить по нападавшим резиновыми пулями, чтобы спасти приятеля. В итоге, Лоткова получила три года лишения свободы за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. И только сегодня суд отпустил ее по апелляции об условно досрочном освобождении.
В офисе организации «Право на оружие», в окружении муляжей пулеметов, ее сотрудники по-своему трактуют решения правительства. Они считают, что власти, наконец-то, сделали шаг в сторону либерализации законодательства и приводят в пример положительный опыт тех стран, где право ношения огнестрельного оружия снизило уровень преступности.
«Можно посмотреть на Британию, где, после серии убийств, правительство начало разоружение и преступность возросла в 2 раза. Взять Израиль, где тоже проводилось ужесточение мер, хотя в последствии вынуждены были отказаться, потому что Израиль находится в войне на 360 градусов и гражданам нужно себя защищать. Причем там носят его открыто. Существуют примеры Прибалтики и Молдовы, где после выхода из СССР разрешили ношение оружия, и преступность снизилась на 40 процентов. По статистическим данным МВД Молдавии, благодаря тому, что преступники стали получать отпор от граждан», — уверяет Марина Бутина, председатель правления общественной организации «Право на оружие».
Сторонники легализации оружия в России ссылаются на данные сотрудников Чикагского университета. В тех штатах, где разрешается скрытое ношение оружия, число убийств, при легализации сократилось на 33 процента, а ограблений стало меньше на 37 процентов. Сейчас из общего количества американских штатов в 31 разрешено скрытое ношение оружия. Количество владельцев стволов там превышает 80 миллионов человек.
Кроме того в штате Джорджия закон обязывает каждого человека иметь дома хотя бы одну единицу стрелкового оружия. А на Аляске и Вермонте, вообще не существует никаких ограничений на лицензионное приобретение и ношение оружия, поэтому оно находится в свободном обороте. Население имеет право даже иметь пулеметы. При этом свободный доступ к оружию порождает массовые убийства. Такие, как, например, в Техасе, где шесть человек погибли, еще один ранен в результате стрельбы. Стрелок был схвачен полицией. Среди погибших 4 ребенка, по предварительным данным нападавший был их родственником.
В Германии в легальном обороте находится порядка 10 миллионов стволов огнестрельного оружия. В Швейцарии все, кто уходит в запас из армии, имеют право сохранять за собой оружие. В свободном владении находится примерно три миллиона единиц огнестрельного (и это притом, что население страны составляет всего 6 миллионов человек). Во время военного призыва каждый будущий солдат получает винтовку М-57, которую можно хранить дома и более двух десятков комплектов патронов к ней. После наступления пенсионного возраста эту винтовку сдают, а взамен получают помповые ружья.
А вот в Австралии револьверы и пистолеты вне закона. Что касается охотничьих ружей, то их могут иметь только фермеры и члены охотничьих обществ, причем носить их в черте населенных пунктов также запрещено. В стране восходящего солнца существует жесткий запрет на владение оружием еще со времен правления Сегуна. Но, несмотря на это, уровень преступности здесь очень низкий. По мнению экспертов, объяснить это можно достаточно высоким уровнем жизни и особым менталитетом, отсутствием конфликтных установок среди населения.
В России в 2003 году рассматривался законопроект по легализации пистолетов и револьверов, но тогда этот закон принят не был. Само население по данным социологического опроса отрицательно относится к возможности легализации огнестрельного оружия. «Против» — подавляющее большинство, 74 процента жителей России.