Вячеслав Гончаров: «Наивно полагать, что проведя круглый стол, можно сразу изменить отношение населения к горнодобывающей компании»

Автор -
232

В работе, как горнодобывающих компаний, так и органов местной власти, не хватает системности, когда речь идет о взаимодействии с населением. Об этом K-News сообщил Вячеслав Гончаров, директор общественного фонда «Доор медиа», завершившего осенью 2014 года исследование взаимодействия между горнодобывающими компаниями, органами местного самоуправления и общественными приемными, созданными при неправительственных организациях на местах. 

«Если говорить о горнодобывающих компаниях, то системной работы с населением нет. Есть разовые активности из разряда “Давайте проведем круглый стол”, “Давайте организуем встречу с населением”, “Давайте выпустим листовку”. Но полагать, что если один раз выпустил газету, население все сразу поймет, крайне наивно», – поделился выводами эксперт.

Как показало исследование, население плохо понимает, что делает в их регионе конкретная компания: ведет ли добычу ископаемых или пока это лишь этап геологоразведки, – а непонимание становится причиной опасений.

«Хуже всего, что часто отсутствует коммуникация с компаниями и населением со стороны органов местной власти. Фактически, государство, выдав лицензию на разработку недр, самоустраняется, полностью освобождая себя от ответственности. В результате, инвесторы оказываются в достаточно непростом положении», – говорит Гончаров.

В то же время он подчеркивает, что определенных успехов добились региональные общественные приемные консорциума по Инициативе прозрачности добывающих отраслей – ИПДО (ОПК). 

Напомним, последние два года приемные функционируют в рамках проекта «Инициатива по прозрачному местному управлению и сотрудничеству», который реализуется Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

«Население стало приходить в ОПК со своими жалобами, заявлениями, предложениями. Это уже хорошо. Но что дальше происходит с этими заявлениями? По тем вопросам, по которым сотрудники приемной владеют информацией, пришедших консультируют. Но не все вопросы можно урегулировать силами приемной. Запросы перенаправляются в соответствующие госорганы, где попадают в “очень долгий ящик”», – рассказывает Гончаров, поясняя, что приемные, безусловно, нужны, – это очень хорошая площадка для взаимодействия всех заинтересованных сторон, но в настоящее время у них не хватает ни экспертного, ни технического потенциала для проведения информационных кампаний.

«Обычно приемная – это 1-3 сотрудника, которые, конечно, стараются, – ездят по селам, встречаются с населением, – но этого мало. Нужна поддержка и плановость работы при соответствующей системе оценки результатов. Я считаю, что к дальнейшей работе следует привлечь экспертов, возможно, что даже из частных компаний, посредством государственного заказа. Об этом мы неоднократно говорили, встречаясь с Госгеологией», – поясняет Вячеслав Гончаров.  

На вопрос о том, почему правоохранительные органы зачастую никак не реагируют на противоправные действия со стороны местных жителей, которые порой выражают свое отношение к разработке недр путем перекрытия автотрасс, директор общественного фонда отвечает так: «В правоохранительных органах на местах служат местные же жители, которым нет никакого резона выступать против своих. Опрос показал, что иногда при конфликте компании-разработчика и местного населения милиция предпочитает просто наблюдать, а иногда и вовсе говорит: “Разбирайтесь сами!”. Безусловно, здесь нужно вмешательство государства». 

Поделиться