Уже два парламентских комитета поддержали законопроект о дорожных сборах

Автор -

На днях комитет по экономической и фискальной политике парламента поддержал законопроект о дорожных сборах. Ранее с инициативой правительства также согласился комитет по транспорту и коммуникациям.

Стоит отметить, что к рассмотрению законопроекта депутаты готовились основательно – изучали статистику, международный опыт и его применимость в наших условиях.

Как ранее заявил журналистам депутат ЖК КР, член Комитета по экономической и фискальной политике Замир Бекбоев, законопроект «О дорожных сборах» — правильный.

«Во-первых, у нас был раньше налог на дороги, его отменили. При этом знаете, какое состояние у наших дорог. А, между тем, у нас ведь рыночная экономика – те или иные бизнесмены используют дороги как инструмент дохода, почему бы государству не принять в этом участие? А то получается, что,  с одной стороны, государство вкладывает средства в строительство и ремонт дорог, но ничего, в конечном итоге, от этого не имеет?», — говорит парламентарий.

При этом, уточняет Бекбоев,  законопроект о дорожных сборах касается только коммерческого и большегрузного транспорта, соответственно, легковушек это касаться не будет. И оплачиваться, по задумке инициаторов, будет только проезд по некоторым дорожным участкам. Дорожный сбор будет взиматься, в первую очередь, с иностранного транспорта и отечественного грузового — с перегрузом они ездят по нашим дорогам, разбивают и никакой ответственности не несут, государство не получает никакой компенсации. 

По словам парламентария, опасаться негативной реакции грузоперевозчиков не стоит. Они и так, считает Бекбоев, находятся в  привилегированном состоянии.

«Мы слишком демократичны – нельзя так иждивенчески относиться к государству. Повторюсь, если раньше еще собирался налог на дороги, то сейчас его нет. Так что этот сбор необходим. Пока же дороги висят на шее государства. Безусловно, все население республики не должно платить этот сбор, а только те, кто пользуется дорогами не в личных, а в коммерческих целях и имеет с этого прибыль», — считает народный избранник.

Тем более, что, как заметил в рамках заседания комитета Бекбоев, порядка 30 млн $ ежегодно поступают от прохождения транспортом пунктов весогабаритного контроля. Правда, в государственную казну они не доходят.

В свою очередь лидер парламентской фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков считает, что те же китайские грузовики Хово, которые перевозят уголь с угольных месторождений, действительно разрушают дороги.

«Тем более, что их владельцы или те, кто стоит за ними и месторождениями, стараются побольше заработать, перевозя за один рейс двойную весовую норму. В свое время я и сам поднимал вопрос о законодательном запрете нагрузки на одну ось не более 10 тонн, что, собственно, будет отслеживаться в рамках электронной системы по сбору дорожных платежей. Правда, следует учитывать один момент  — у нас законы начинают работать не сразу. Особенно, если принятая норма «забивает» чьи-то интересы. В случае данной инициативы ущемляются интересы не столько водителей, сколько их хозяев и владельцев, например, угольных месторождений.

Напомним, что вскоре и вся палата рассмотрит правительственный законопроект о сборах за проезд по дорогам общего пользования – основным транзитным коридорам страны — с некоторых категорий транспортных средств, причиняющих наибольший вред дорожному полотну.

Суть законопроекта в следующем: за проезд по дорогам общего пользования грузовых транспортных средств (ТС) и автобусов, зарегистрированных в Кыргызстане, а также проезд ТС, зарегистрированных в иностранных государствах, будет взиматься дорожный сбор. Водители легкового транспорта массой меньше 3,5 тонн, зарегистрированного в КР, данный сбор платить не будут. Поводом для создания законопроекта послужила критическая ситуация с состоянием дорог и отсутствие средств в госбюджете на их ремонт. Брать кредиты государство больше не может себе позволить – их общая сумма и так уже превышает 50% к ВВП. Да и, в принципе, сама идея дорожных кредитов – не новшество. Подобной системой дорожных сборов пользуются практически все соседние республики, Россия, страны Европы и т.д.

Парламентарии и эксперты ожидают противостояния как, естественно, грузоперевозчиков, так и владельцев угольных месторождений, строительных компаний и тех чиновников и политиков, кто участвует в «серых схемах» с пунктами весогабаритного контроля.

Важно, что предлагаемая система взимания дорожных сборов будет автоматизирована. А исключение человеческого фактора и применение современнейших технологий станет основным элементом в борьбе с коррупцией.

Этот момент неоднократно указывался как экспертами, так и чиновниками. Радует, что и в парламенте это понимают и признают, что предлагаемая инициатива – единственно правильное и рациональное на сегодняшний день решение проблем как  с дорожной коррупцией, так и источником финансирования ремонтных работ.

Поделиться