В Кыргызстане начался очередной летний туристический сезон на озере Иссык-Куль. Глава Ассоциации туроператоров Владимир Комиссаров в интервью K-News рассказал, что ожидать от этого сезона, какие проблемы имеются в туристической отрасли и как их нужно решать.
Начался летний сезон на Иссык-Куле. Чего ждут от него туроператоры?
Туроператоры ожидают сезона не хуже, чем в прошлом году. Ожидают, что Иссык-Куль будет заполнен. В прошлом году были хорошие итоги, туроператоры были довольны, самое главное, были довольны иссыккульцы. К сожалению, у нас нет точной статистики. Та статистика, которая есть, не внушает доверия. Департамент туризма в прошлом году сообщил, что Кыргызстан посетили 3,5 млн туристов, но это данные статистического комитета, а методика у них не очень надежная. Если из Георгиевки бабушка приедет к внуку в Бишкек, она тоже включается в эту статистику.
Хоть статистика сама по себе не очень надежная и не показывает правильные абсолютные цифры, но если посмотреть на ее динамику, то можно увидеть определенную картину. А динамика такова, что в целом идет рост. Мы не можем сказать, сколько приезжало туристов за прошлый сезон, но мы можем сказать, что идет рост по сравнению с предыдущими годами. Недавно я был на ярмарке в Москве, и могу сказать, что в целом к Кыргызстану интереса нет, но вот к Иссык-Кулю определенный интерес есть.
Каждый год у нас говорят о том, что сервис на Иссык-Куле нужно улучшать, но проблемы так и не решаются. В этом году эти проблемы так же актуальны?
Проблемы по поводу качества сервиса нужно разделить на 2 части — качество сервиса и уровень сервиса. У нас идет подмена понятий. Если вы приехали в пансионат, и вам обещали удобства на улице, и они действительно оказались на улице, то это качественный сервис. Качество сервиса – это соответствие заявленного предоставляемому. А если вам обещали одно, а получили вы совсем другое – то это некачественный сервис.
Сейчас на рынке идет достаточно жесткая конкуренция, и нет смысла обманывать клиентов и предоставлять некачественный сервис, потому что завтра об этом провайдере услуг все будут знать и к нему уже не поедут. Конкуренция выравнивает качество. А вот уровень сервиса, это уже другое. У нас есть разные уровни сервиса, и я считаю, что они должны быть. Должны быть удобства и на улице, и в комнате. Тогда на услуги будет разная цена, и разные слои населения смогут отдохнуть. Сейчас у нас на Иссык-Куле есть все уровни предложений, если есть деньги, то, пожалуйста, езжай в дорогой пансионат, если денег мало, то езжай в пансионат попроще. Но везде озеро то же самое, песок тот же самый.
В прошлом году наше правительство ввело экологический сбор с въезжающих в страну иностранных машин. Это как-то повлияет на количество туристов?
Да, это проблема. Раньше экопост был на Иссык-Куле, сейчас посты перенесли на границы Кыргызстана. К нам иностранные машины едут не только на Иссык-Куль, они ведь едут и в Бишкек, и в регионы, кто-то к родственникам едет. Теперь наше правительство взымает тысячу сомов за легковую машину, 500 сомов — за мотоцикл и 2,5 тыс. сомов — за автобус. Что можно ожидать от этого? Можно ожидать зеркального введения такого же сбора в Казахстане. Для таксистов это будет означать подорожание тарифов. Чтобы приехать, например, из Георгиевки в Бишкек, уходят копейки, если на своей машине, поэтому тысяча сомов сверху — это большая нагрузка для многих. Казахи вообще в ярости. Наши партнеры сообщили, что будут добиваться введения таких же сборов у своего правительства. Тогда будут недовольны кыргызстанцы. Собственно говоря, эти сборы на 99 % — для казахских машин, потому что узбекские машины к нам практически не едут, таджикские тоже, россияне едут, но не много.
Конечно, это недальновидность нашего правительства. Основные деньги в республику ведь приходят не за счет этого сбора, а за счет того, что эти люди делают здесь, кто-то едет на Иссык-Куль и тратит деньги там, кто-то тратит их в Бишкеке, кто-то едет на базар. Поэтому важна не эта тысяча сомов, а та сумма, которую человек намерен здесь потратить. Я думаю, что нам нужно было ввести какую-нибудь символическую сумму либо не вводить ничего. Наши хотят извлечь из этого какой-то доход, при этом не думая о том, что из-за этого могут сократиться другие доходы. Если это рассчитано на то, чтобы расходовать полученные средства на экологию, то пансионаты уже оплачивают очистку береговой зоны, ведь люди им платят за то, чтобы отдыхать в их пансионате. Пансионаты платят налоги. А тут на туристов еще дополнительно ложится нагрузка.
Относительно пляжей, недавно депутат озвучил инициативу открыть все пляжи для населения. Что Вы об этом думаете?
Во-первых, это нарушение конституционных прав, если это частная территория. В частных пансионатах пляж только для тех, кто отдыхает в этом пансионате. Я считаю, что проблема возникла из-за того, что муниципальные органы не работают. Ведь везде есть городские пляжи, но за их состоянием муниципалитет не следит. Поэтому люди не хотят туда ходить, потому что там страшная грязь. Если бы мэрия выполняла свои обязанности и следила бы за чистотой на пляжах, то горожане спокойно ходили бы на эти пляжи и частные пляжи пансионатов им не были бы нужны. Не очень правильно за счет иностранных туристов, приезжающих в пансионаты, где они платят немалые деньги, открывать доступы на пляж для всего населения страны.
В последнее время часто говорят о проекте в Иссык-Кульской области «Горнолыжный кластер». Что Вы можете сказать об этом проекте?
Предполагается, что это будет развитие горнолыжного туризма, но чтобы продлить сезон, планируется развивать и летний туризм, кумысолечение и так далее. Тут речь идет о горнолыжном кластере в районе Каракола, неподалеку от существующей горнолыжной базы хотят строить такую другую базу.
Я смотрел проекты этого кластера и могу сказать, что это не бизнес-проект. Там не просчитано, кто будет приезжать, какая будет загруженность, какие рынки будет охватывать. Конечно, экономически это будет очень выгодно, если там что-то будет развиваться, это поступление денег, открытие рабочих мест, развитие бизнеса и так далее. Первая большая ошибка в том, что ничего не просчитано. Предполагают, что чуть ли не Малайзия и Сингапур будут ездить. Но это же не рынок для нас, у них нет традиции горных лыж. Наши рынки – это внутренний рынок, в первую очередь, он довольно большой и хороший. Во вторую очередь, это Казахстан, туристы из этой страны наполняют нас. Россияне тоже ездят, но не в таком количестве.
Мне представляется, что если развивать горнолыжный кластер, то это нужно делать около Бишкека. Во-первых, потому что здесь хороший внутренний рынок, который сейчас заполняет все окружающие подъемники. Если качество подъемника хорошее, то туда идет мощный поток. Во-вторых, из Алматы гораздо легче приехать в Бишкек, чем в Каракол, 250 км — и ты в Бишкеке, это очень существенно и важно. Плюс, в Бишкеке инфраструктура полностью готова, значит, денег будет потрачено на подготовку меньше. Бишкекские гостиницы готовы принять большое количество туристов. Экономически здесь гораздо выгоднее развивать горнолыжный туризм. Я тоже могу ошибаться, и этот проект может стать хорошим и прибыльным, но для этого нужен хороший экономический анализ, а его на данный момент нет, пока только популистские заявления.
Недавно в Тамчи открыли отремонтированный аэропорт «Иссык-Куль». Было вложено очень много средств. Как Вы считаете, наличие аэропорта увеличит поток туристов?
Когда говоришь «А», нужно сказать и «Б». В свое время у нас ввели безвизовый режим, сделали мощный хороший шаг, но второй и третий шаги не были сделаны, то есть не было заявлено на должном уровне о Кыргызстане, как стране туризма, и не были предприняты шаги по упрощению маршрута до Кыргызстана. Поэтому эффективность от безвизового режима низкая.
В случае с аэропортом тоже должна быть комплексная программа. Изобретать ничего нового не надо. Возьмем в пример Турцию. У них авиалинии завязаны с туроператорами, идет хорошая стыковка авиарейсов и чартеров, отдых в пансионатах заложен в скидках на билеты. Для клиентов это все удобно. У нас эта вторая сторона не проработана до конца. Это недостаток наших бизнес-проектов. Но, я думаю, что со временем это наладится. То, что сделали хороший аэропорт, сыграет свою роль. Думаю, чартеры будут летать из нефтяных районов Сибири, из Северного Казахстана. Я настроен оптимистически, думаю, со временем это все наладится.
Новый премьер-министр начал жесткую политику, сказал, что пансионаты без очистных сооружений будут закрыты, продажа продуктов, например, пирожков, на пляже будет запрещена. Такая политика поможет развивать туризм на Иссык-Куле?
Такие заявления больше отдают популизмом. Почему существует продажа пирожков, кукурузы, рыбы и так далее на пляжах? Потому что людям нужно как-то зарабатывать. Не все люди владеют пансионатами на Иссык-Куле, не у каждого есть комнаты в частном пансионате, чтобы сдавать их. На Иссык-Куле много людей, которые живут достаточно бедно. Просто запретить им продажу на пляже нельзя. Если ты что-то запрещаешь, то нужно предоставлять какую-то альтернативу или облечь эту продажу в приемлемые для всего общества рамки.
Что касается пансионатов, у которых не соответствуют стандартам очистные сооружения. Сезон ведь очень короткий, за это время людям нужно заработать деньги, чтобы содержать пансионат целый год, при этом еще должна быть какая-то прибыль. Не всегда у владельцев хватает денег довести очистные сооружения до положенного уровня. Брать кредиты многие боятся, потому что никогда не знаешь, будет хороший сезон или нет, можно возместить свои расходы или нет. На Иссык-Куле много пансионатов, чьи очистные сооружения не соответствуют стандартам. И что, они все будут закрыты? А куда деть большой поток туристов? А большое количество местных жителей, которые работают в этих пансионатах? Я думаю, что это просто популистские заявления. Каждый приходит и говорит, что наведет порядок. Но просто слова не приносят никакой пользы. Нужно решать вопрос комплексно.
Нужно разобраться, почему вообще так происходит. Если это один пансионат не построил очистные сооружения, это одно дело, но когда таких пансионатов 20 %, то проблема более глубокая. И все их закрывать? И это нужно делать перед началом сезона? Это делать надо было осенью, дать срок всем пансионатам, чтобы построили очистные сооружения, если у них нет денег, то нужно помогать, давать льготные кредиты. Есть еще другое решение проблемы: нужно, чтобы не каждый пансионат строил себе очистное сооружение, а чтобы это было муниципальное очистное сооружение. В Бишкеке каждый дом строит себе очистное сооружение? Нет. Город строит, делает канализацию, а мы платим за стоки. Почему на Иссык-Куле нельзя этого делать? В районе Чолпон-Аты можно все это сделать более централизованно. Муниципальные органы не должны ждать, пока несколько пансионатов объединятся и построят очистное сооружение, а сделать самим, вложить государственные деньги, ставить счетчики и собирать платежи с владельцев пансионатов. Мне кажется, что это более разумное решение проблемы.
Вообще, корень всех проблем в этой отрасли в отсутствии государственной политики в области туризма. У нас туризм развивается стихийно, господствует анархия. Последний системный документ развития отрасли, в котором была прописана государственная политика, это концепция до 2010 года. То есть уже шестой год мы живем без государственной политики. Куда мы идем, что мы развиваем, как мы развиваем, нужны ли нам эти очистные сооружения, ничего этого нет. Каждый работает сам по себе, туроператор думает о своем бизнесе, пансионат думает о своем бизнесе. Но ведь отрасль должна развиваться в рамках государственной политики, должна быть государственная стратегия. А у нас ее нет. И оттуда идут все беды.
У нас ведь есть Департамент туризма, чем он занимается?
Я в туристической отрасли еще с 1988 года, и практика наших 25 лет независимости показывает, что статус государственного органа по туризму менялся 16 раз, а руководитель этого органа больше 20 раз. Статус органа практически ни на что не влияет, у нас было и Министерство по туризму, и комитет, и государственное агентство, управление, департаменты были и при Министерстве экономики, и при Министерстве культуры. И ощутимых изменений смена статуса не показала. Хотя вот сейчас то, что Департамент туризма находится при Минкультуры, в социальной сфере, мы ощущаем. Идет слабая политика. Все-таки туризм – это отрасль экономики.
Почему Департамент сам по себе не может решить никаких проблемных вопросов? Потому что на межминистерском уровне проблемы решаются очень плохо. Департамент туризма скажет, например, Министерству транспорта и коммуникаций, что для развития нужно сделать то и то. Как вы думаете, что ответит Минтранс? Пошлет куда подальше, как будто у него без Департамента туризма голова не болит, еще с туризмом к нему лезут. За эти годы мы поняли, что нужен надминистерский орган, и когда департамент и предприниматели сидят в этом органе и доказывают, почему это нужно, и этот орган может спокойно давать указания другим министерствам, то тогда уже никто не сможет отказаться от их выполнения.
За 25 лет много раз делали такие органы, первый был еще в 2001 году, он назывался Координационный совет. Он много и хорошо работал. Премьер-министр руководил этим советом, по правую руку от него сидели министры, по левую – предприниматели. Вторые озвучивали, какие есть проблемы и предлагали пути их решения, первые говорили, возможно это сделать или нет. И за всем этим следил премьер-министр. К сожалению, этот орган проработал только один год, сменился премьер-министр, и новый сказал, что нам не нужен этот координационный совет.
После этого создавались другие подобные надминисрерсткие площадки, но, к сожалению, работать так, как работал первый орган, они не смогли. Работа свелась к двум акциям – весенняя акция, когда нужно подготовиться к сезону, и вторая акция, когда нужно подвести итоги сезона. Системной работы по развитию отрасли не было.
Если подвести итоги, то можно сказать, что у нас 3 главных проблемы, первая – отсутствие государственной политики. Вторая — незнание Кыргызстана, как страны туризма. Мы тут сидим и думаем, что о Кыргызстане все знают. Выйдите на улицу и спросите у любого, что такое Буркина-Фасо, а в Европе спросите, что такое Кыргызстан. Ответ будет приблизительно одинаковым. Мы хорошая, красивая страна, но маленькая, и о ней никто ничего не знает. Месяца полтора назад по «Евроньюс» шла реклама Азербайджана, сейчас идет реклама Грузии, это называется продвижение страны. Конечно, это стоит дорого, но почему-то Грузия находит деньги для продвижения себя, как страны туризма, хотя такая же бедная страна, как наша. Третья проблема – как добраться до Кыргызстана. Это легко только из Алматы и некоторых российских городов. А из всего мира добраться в Кыргызстан очень сложно. Я летал в Японию, Бишкек-Москва-Токио, 18 часов. У японца отпуск обычно 11-14 дней, 4 дня на дорогу он тратить не захочет, чтобы добраться в Бишкек и обратно.
Для решения третьей проблемы есть такое понятие, как политика «открытого неба». Почему в Казахстан летают на порядок больше авиакомпаний? Почему в Ташкент летают больше? Пока у нас не заработает политика открытого неба, пока Кыргызстан не превратится в международный хаб, мы так и будем получать крохи с большого международного туристического стола.