Кыргызстану пока не угрожает коронавирус MERS. Об этом K—News сообщил директор Центра карантинных и особо опасных инфекций Кыргызстана Нурболот Усенбаев.
Коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (MERS) — воспалительное заболевание органов дыхания. Ни вакцины, ни специфической антивирусной терапии при инфицировании в настоящее время не существует. В данный момент заболевание в Южной Корее диагностировано у 108 человек, семеро умерли. В стране закрыто более двух тысяч учебных заведений, в том числе 20 университетов. Инфицированных приняли 35 медицинских учреждений страны. Вирус затронул также некоторые страны Ближнего Востока. В Кыргызстане Министерство здравоохранения уже проводит комплекс профилактических мероприятий в этой связи.
«Коронавирусы – не новшество. Эти вирусы были открыты в 60-х годах у людей, болеющих острыми респираторными заболеваниями. Они получили свое название из-за формы. Такие коронавирусы и раньше являлись причиной респираторных инфекций как у человека, так и у животных. А вот о новом вирусе под названием «Ближневосточный респираторный коронавирусный синдром», то есть MERS, многое пока неизвестно. Пока нет достаточной информации о том, как его лечить, вакцины нет. Мы не знаем, каким образом он может распространиться, среди кого. Всем этим и озабочена Всемирная организация здравоохранения.
MERS появился в 2012 году в Саудовской Аравии, были предположения, что он передался человеку от верблюдов. Заболел мужчина, умер, выявили коронавирус с новыми свойствами, описания которых не было ранее. Позже были еще случаи заболевания. Все материалы были обследованы. Есть предположение, что заражение происходит в основном в больницах, так как именно там находятся люди со слабым иммунитетом», — рассказал Нурболот Усенбаев.
Контакт есть
MERS передается только при очень тесном контакте, уходе за больными, когда люди кашляют, чихают: в этот момент вирус попадает на человека. Как отметил глава Центра карантинных и особо опасных инфекций, если бы путь заражения был более облегченный, случаев заболевания было бы намного больше.
«В случае заболевания приходится бороться не с самим вирусом, необходимо восстановление функции дыхательных путей, которые первыми попадают под удар этой инфекции. Инкубационный период составляет от 7 до 14 дней. Это тот скрытый период, в который у больного могут появиться первые признаки болезни с момента заражения: жар, кашель, одышка и затрудненное дыхание», — рассказывает Нурболот Усенбаев.
Однако пока точно не установлено, являются ли данные признаки именно признаками MERS, ведь в целом это все относится к обычным острым респираторным вирусным инфекциям (ОРВИ).
«Люди умирают из-за осложнений. Этот вирус может вызвать расстройство кишечника у человека, повлиять на нервную систему вплоть до отека мозга. Так что, если у людей были какие-то старые болезни, MERS просто осложнит их», — пояснил медик.
По мнению эксперта, люди, прибывшие в Кыргызстан из зараженных стран, имеющие признаки болезни, просто обязаны обратиться к терапевту и сообщить, что он прибыл с Южной Кореи.
«В этом случае люди должны позаботиться о себе сами, потому что чем быстрее мы назначим какое-то симптоматическое лечение, тем меньше вероятность осложнений. Соответственно, человек быстрее вылечится, и мы его спокойно отпустим. Для только прибывших в страну в аэропорту «стоят на страже» специалисты со спецустройством – тепловизором», — рассказывает Усенбаев.
Тепловизор — это ручной портативный аппарат, существует у нас с 2009 года, есть еще большой стационарный тепловизор, установленный в зале прилетов аэропорта.
Принцип его работы – в определении температуры человека. Если она превышает 37 градусов, человека останавливают и опрашивают его на наличие гриппа, если есть подозрения на острую инфекцию, его изолируют в санитарно-карантинный пункт. Затем его забирают другие специалисты, собирается консилиум врачей и определяется диагноз. В случае, если подозрения на инфекцию подтверждаются, человека помещают в изолированный блок и назначают лечение.
«Но на сегодняшний день у нас не зафиксировано ни единого случая заражения MERS, и Кыргызстану он пока не угрожает», — сказал Нурболот Усенбаев.
Маска – один из способов защиты
За рубежом носить маски в период эпидемии вполне нормальная практика. Это самый простой и легкий способ не дать себе заразиться вирусом. Вот только в нашей стране этот метод не работает.
«У нас, в Кыргызстане, маски носят единицы, люди к этому не привыкли. За рубежом к этому приучают с малых лет, это, ведь, прежде всего – безопасность. Маски должны носить не те, кто болеет, а кто здоров, чтобы вирус не попал. Одним словом, профилактика – эффективнее лечения, так что следить за своим здоровьем в первую очередь, нужно самостоятельно», — заключил глава Центра карантинных и особо опасных инфекций.