Венецианская комиссия Совета Европы внесла рекомендации к проекту закона об изменении Конституции Кыргызстана

Автор -
539

    Венецианская комиссия Совета Европы и БДИПЧ ОБСЕ приняли совместное заключение по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в конституцию Кыргызстана».

    Признавая стремление разработчиков законопроекта прояснить некоторые части Конституции 2010 года», отмечают, что большинство предлагаемых поправок к Конституции, как представляется, вызывают озабоченность в отношении основных демократических принципов, особенно таких, как разделение властей и независимость судебной власти.

    ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианская комиссия вносят следующие основные рекомендации:

    — иммунитет для депутатов парламента должен быть сохранен, так же, как и в действующей Конституции или заменен системой, при которой — по просьбе одного из парламентских меньшинств — Конституционная палата решает вопрос о том, может ли иммунитет быть снят;

    — политические партии и/или фракции не должны иметь полномочия решать вопрос о прекращении мандата члена парламента;

    — статья 97 Конституции о Конституционной палате, а также другие положения, ссылающиеся на ее содержание, должна быть сохранена для того, чтобы сохранить Палату как судебную власть, обеспечивающую эффективный конституционный надзор в Кыргызстане;

    — для того, чтобы гарантировать внутреннюю независимость судей, предложенные положения о «судебном надзоре» и «об обязательных разъяснениях» Верховным судом, должны быть исключены (проект статьи 96 пункты 2 и 3);

    — сроки полномочий председателей, их заместителей и судей местных судов, судей Верховного суда и судей Конституционной палаты не должны быть затронуты поправками в Конституцию (Переходное положение).

    В любом случае, конституционная процедура внесения поправок должна быть соблюдена в том виде, как это изложено в статье 114 Конституции. Инициатива проведения референдума требует не только принятия большинством в две трети голосов — нет никакого сомнения по поводу этого требования, — но также, вероятно, должна происходить только после, по крайней мере, трех чтений с интервалом в два месяца между ними. В случае сомнений, Конституционной палате, возможно, потребуется решать, является ли это процедурой, которую нужно соблюдать.

    Поделиться