Иран и «шестерка» надеются завершить переговоры по ядерной программе в ближайшие несколько дней. Пишет ТАСС.
«Надеемся сделать это в ближайшие несколько дней, придерживаясь ранее намеченного графика. При этом у нас есть пространство для маневра, как это было в Швейцарии в апреле», — сказала глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини.
«Сегодня мы подведем итоги работы, которая проводилась в последние недели по переводу политических договоренностей, достигнутых в Лозанне в апреле, в текст соглашения, которое будет политически прочным», — заявила Могерини. По ее словам, главы дипломатических ведомств и делегаций «сфокусируются на тех политических вопросах, которые еще не решены, чтобы завершить работу над текстом».
Моериги подчеркнула, что переговоры Ирана и «шестерки» идут тяжело, но выйти на соглашение возможно. «Это будет тяжело. Это всегда было тяжело, но не невозможно. Это вопрос политической воли», — подчеркнула она, заметив, что такая воля «основывается на потребности международного сообщества заключить хорошее соглашение». «На кону безопасность мира», — добавила дипломат.
«Если все участвующие в переговорах стороны проявят политическую волю в эти последние моменты, мы сможем сделать это», — подчеркнула глава европейской дипломатии.
При этом она уверена, что возможности подытожить переговоры, длящиеся более десяти лет, есть. «Основания для того, чтобы заключить сделку, существуют. Возможно, их больше, чем когда-либо», — сказала Могерини.
По мнению замглавы МИД КНР Ли Баодун, в переговорах Ирана и «шестерки» наступил критический момент для их завершения. По его словам, «китайская делегация находится здесь с надеждой и решимостью добиться сделки вовремя».
«Сегодня критически важная встреча. Надеемся, она добавит политической мотивации на последней стадии переговоров, что приведет нас ко всеобъемлющему соглашению», — полагает Ли Баодун.
Глава китайской делегации приветствовал тот факт, что «все стороны привержены процессу переговоров» и призвал проявлять гибкость, «ответить на опасения друг друга, чтобы найти точки соприкосновения». По его мнению, это соглашение «очень важно, так как является фундаментом стабильности не только для Ближнего Востока, но и для всего мира».
В свою очередь глава внешнеполитического ведомства Великобритании Филип Хаммонд подчеркнул, что между Ираном и «шестеркой» остаются существенные разногласия по целому ряду вопросов.
«Перед нами все еще стоят существенные вызовы, с которыми нам нужно справиться, чтобы выйти на сделку в ближайшие несколько дней», — сказал он.
Хаммонд также считает, что отсутствие сделки будет хуже, чем плохая сделка. «Отсутствие сделки — это лучше чем плохое соглашение. У нас есть «красные линии», которые мы не можем пересекать. Всем сторонам предстоит принять трудное решение и сделать сложный выбор, чтобы выйти на соглашение в ближайшие дни», — добавил министр.
Задача, стоящая перед всеми участниками переговоров, тянущихся уже второе десятилетие, стоит очень сложная: попытаться в условиях цейтнота сблизить позиции по целому ряду вопросов, в которых до сих пор нет консенсуса.
На данный момент разногласия между Ираном и «шестеркой» сохраняются по вопросам санкционного режима и отмены ограничительных мер, контрольных процедур МАГАТЭ и международных механизмов контроля за исполнением сделки.
Крайним сроком для достижения договоренности определено 30 июня, однако не исключено, что переговоры продолжатся и после этой даты.