26 июня во всем мире отмечается Международный день ООН в поддержку жертв пыток. В этот день в 1987 году вступила в силу Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая в 1984 году. Страны, ставшие участниками Конвенции, обязуются не только соглашаться с запретом на умышленное причинение боли или страданий (как физических, так и нравственных), но и не признавать в качестве оправдания пыток исключительные обстоятельства, вроде состояния войны, политической нестабильности, чрезвычайного положения. В эту памятную дату мировое сообщество воздает должное мужчинам и женщинам, которые перенесли выпавшие на их долю суровые испытания, не потеряв мужества и внутренней силы, и скорбит о тех, кому не удалось выжить.
В марте прошлого года в Кыргызстане был создан Центр по предупреждению пыток. За время своей деятельности центр проанализировал ситуацию с пытками в Кыргызстане и выявил, что чаще всего пытки применяются сотрудниками органов внутренних дел и прокуратуры. И что пугает больше всего – сами милиционеры не отрицают, что применяют пытки в отношении задержанных. О том, насколько изменилась ситуация с пытками в Кыргызстане, о причине такого явления и масштабах в интервью K-News рассказал замдиректора Наццентра по предупреждению пыток КР Нурдин Сулайманов.
«Проблема с пытками в Кыргызстане стоит остро, она все еще актуальна. И пытки имеют место не только в системе МВД, а всюду, где имеются закрытые учреждения, откуда человек не может так легко и быстро выбраться», — комментирует ситуацию Нурдин Сулайманов.
Пытки в Кыргызстане применяются и в ИВС, и в СИЗО, воинских частях, и в домах престарелых, психиатрических учреждениях. Но по количественным показателям большая часть приходится все-таки на органы внутренних дел. Так, по словам Сулайманова, «выбивать» из человека признательные показания стало практически нормой. Хотя статистика за последние годы и показывает небольшой спад, это еще не повод для радости.
«В 2013 году зарегистрировано 265 фактов пыток, а в 2014 году – 220. Однако радоваться тут особо нечему. Кто знает, что скрывается за цифрами? Ведь уменьшение количества может говорить о том, что случаи реально сократились, но также это может означать и то, что люди просто перестали доверять системе и перестали обращаться за помощью, рассказывать о пытках», — говорит замдиректора.
И еще одной проблемой, даже при высокой выявляемости фактов пыток, остается количество возбужденных уголовных дел – оно ничтожно мало. Если все-таки и удается выявить факты издевательств над людьми, довести до возбуждения дела, и тем более до суда практически невозможно. Так, по словам замдиректора Наццентра, из 220 зарегистрированных фактов пыток в прошлом году было возбуждено только 16 уголовных дел.
«Остальным 204 было отказано и практически всем по причине отсутствия состава преступления. Из 16 возбужденных уголовных дел только 6 были заведены по статье «Пытка», остальные 10 – по околопыточным статьям. В суд направлено только 8 уголовных дел, 7 находились на рассмотрении к концу 2014 года. 1 дело было прекращено, так как не смогли установить личность применившего физическое насилие – сотрудник спецназа был в маске», — рассказывает Нурдин Сулайманов.
Пытки и бесчеловечное отношение – это проблема не только нашего общества, и ее решение, как часто бывает, лежит в первую очередь в головах людей. С этим согласен и Нурдин Сулайманов.
«Главная причина существования пыток в правоохранительных органах – это отношение самих сотрудников милиции к людям. Легче выбить показания с невиновного, чем искать настоящего преступника. И ко всему прочему между сотрудниками идут негласные соревнования по раскрываемости преступлений. Поэтому они заинтересованы в получении признательных показаний», — говорит глава Наццентра по предупреждению пыток.
По его словам, второй причиной распространенности пыток является безнаказанность. Люди, применяющие пытки, чувствуют, что они не понесут за это ответственность: цифры говорят сами за себя – заявлений много, а уголовных дел мало. И третья причина – неэффективность судебной системы. Если в суде человек дает показания и говорит о том, что его пытали, судья на это даже не реагирует.
«У нас есть партнеры, которые поддерживают наши идеи. Одними из таких партнеров являются медународный Фонд «Сорос-Кыргызстан» и Центр ОБСЕ в Бишкеке. Прогресс наблюдается: не так давно было открыто структурное подразделение — отдел по пыткам — в Генеральной прокуратуре, который будет заниматься фактами применения пыток. Подразделение уже начало свою работу, граждане могут свободно обращаться туда с заявлениями», — добавил замдиректора центра.
Так, в партнерстве с фондом «Сорос-Кыргызстан» реализуется правовая программа, которая нацелена на защиту прав человека и развитие правовых реформ в Кыргызстане, отражающих ценности открытого общества и верховенства права. Главная долгосрочная цель этой программы — построение механизма и стандартизация – это и есть эффективное документирование и расследование фактов применения пыток и жестокого обращения.
В частности, в данном направлении дальше всех продвинулось Министерство здравоохранения КР, которое разработало и утвердило Практическое руководство по эффективному документированию не только пыток и жестокого обращения, но и насилия в целом. Практическое руководство устанавливает системные меры по улучшению медицинского документирования и предоставлению медицинской помощи жертвам насилия и пыток. Минздравом уже сделан большой шаг и идет огромная работа по внедрению этого руководства. Однако его невозможно полностью внедрить только со стороны Минздрава, остальным ведомствам, таким как Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел и др. необходимо активно подключиться.
Борьба с системой, которая практически основана на пытках, продолжается, и это дело далеко не одного дня. Необходимы усилия государства и каждого гражданина для борьбы с этой проблемой, чтобы в наше общество пришло понимание того, что жестокое обращение – это не норма. И сотрудники Национального центра не намерены сдаваться, они просят кыргызстанцев бороться с бесчеловечным отношением вместе с ними. Пусть небольшими шагами, но Кыргызстан движется вперед в этом направлении.