ШОС: Кыргызстан в формате NewG8 или что нам делать в Ядерном клубе?

Автор -
241

В столице Башкортостана стартовал Саммит ШОС на уровне глав государств. На Уфимском саммите ожидается обсуждение 14 вопросов, из которых самые главные — расширение объединения путем присоединения Индии и Пакистана и принятие Уфимской декларации, закрепляющей основной документ — Стратегию развития ШОС до 2025 года.

Новый формат Шанхайской организации сотрудничества, куда после Уфимского саммита намерены войти Индия и Пакистан, эксперты уже называют по-разному. Большинство, конечно же, проводят аналогии с бывшей G8, которая после выхода России превратилась в семерку. Но приостановив членство в международном клубе, Москва вместе с партнерами по ШОС выступила за преобразование «Большой шестерки» в «Большую Восьмерку», тем самым перекроила расстановку мировых сил и объединений.

Несмотря на монолитность создаваемого интеграционного объединения, новая Восьмерка, после вступления новых государств  рискует стать неповоротливой и погрязшей в бюрократии организацию. Особенно здесь сказываются сложные взаимоотношения новых членов в лице Федеративной Индии и Исламского Пакистана.

Что же связывают эти две страны, кроме государственной границы и общего тяжелого прошлого с его войной и терактами, следующими друг за другом международными телефонными кодами и одинаковыми часовыми поясами? Отметим, что после вступления Индии и Пакистана, рынок ШОС составит чуть более чем 3 млрд человек, против 7,3 млрд населения всего земного шара.

Российский историк Сергей Каменев отмечает, что Пакистан закупает в Индии сахар и кондитерские изделия, хлопок-сырец, химические реактивы, волокно ручного прядения, различные овощи и корнеплоды. Индия закупает в Пакистане фрукты, минеральное топливо, минеральное масло, воск и парафин, соль, сульфаты, цемент, известь, химические реактивы, хлопок-сырец и некоторые текстильные готовые изделия.

Политолог Токтогул Какчекеев отмечает, что две страны, имеющие друг к другу равные территориальные претензии, входят в интеграционное объединение ШОС для создания равновесия. По его мнению, ШОС — большая игра китайцев, а вступление Индии и Пакистана — решение Пекина, которое выгодно и России.

«Китай заинтересован во всеобъемлющем влиянии на мировую политику и экономику. Цель — экономическая экспансия, а не распространение коммунизма с китайским лицом. Сегодня КНР разбрасывает триллионы долларов кредитов и грантов по всему миру, вплоть до стран Африки. Пекин, как правило, всегда поддерживал Пакистан и Индию, и именно это стратегическое союзничество стало решающим при вступлении Исламабада в Шанхайскую организацию сотрудничества», — заметил Какчекеев.

Ядерный клуб

По мнению западных политологов, вступление новых членов в теперь уже мощнейшее интеграционное объединение — новый удар по США и его западным союзникам. Научный сотрудник Центра российских исследований Восточно-китайского педагогического университета считает, что «саммит приведет к созданию новых внешнеполитических союзов, способных серьезно перекроить расстановку сил в азиатском регионе, еще на одну ступень, ослабив влияние США в регионе».

Согласно статистике Ядерного клуба, по состоянию на 2014 год общий суммарный объем ядерных боеголовок стран-членов ШОС составляет 1 тыс. 853 единиц. В случае вступления Индии и Пакистана он составит 2 тыс. 43 боеголовки, против 2 тыс. 614 боеголовок США, Великобритании, Франции и Израиля. Учитывая, что ШОС не является военным объединением, отметим, что согласно публичным реестрам, численность армии стран ШОС составляет 3,6 млн человек, а после вступления новых стран — 5,6 млн.

Токтогул Какчекеев подчеркивает, что роль Кыргызстана в создаваемом Ядерном клубе с его малочисленной, но боеспособной армией, ограничивается лишь правом голоса, который естественно будет отдан за присоединение Индии и Пакистана к ШОС. Но не только взамен поставок российского вооружения в Кыргызстан.

«Россия стремится к сохранению внешних границ бывшего СССР,  к развитию ЕАЭС и это в последующем, через 15 лет, поставит Российскую Федерацию на очень высокий уровень и причислит к великим державам. То, что Кыргызстан входит в ЕАЭС — единственная защита от различных поползновений. Возможности России в этом вопросе велики. Россия в любой ипостаси сохранит наш суверенитет. А США рассматривает Кыргызстан не для целей установления здесь англо-саксонской правовой системы с ее либеральной экономикой. Кыргызстан – это плацдарм контроля в регионе: на юге с Китаем, Индией и Пакистаном, на севере с Россией», — отметил Какчекеев.

Кыргызстан: работать как проклятым…

Токтогул Какчекеев отмечает, что после шестилетней спячки в 1997 году Конгресс США, принимая «Акт о стратегии Шелкового пути», объявил регион Центральной Азии территорией своих долгосрочных стратегических интересов. Стратегия предусматривала создание транспортных и энергетических коридоров на пространстве от границ КНР и стран Центральной Азии до Черного моря. Так, в Кыргызстане заработал один из компонентов проектов ТРАСЕКА.

Американские аналитики отмечали, что Вашингтон, делая ставку на развитие двусторонних контактов со странами постсоветской Средней Азии, очевидно, оставил без должного внимания создание в 1996 году «Шанхайской пятерки» — прообраза ШОС.

По мнению Токтогула Какчекеева, сегодня ШОС предлагает новые векторы развития, как например, образование Банка развития ШОС с уставным капиталом в $10 млрд. Окончательное решение о новом финансово-кредитном учреждении вот уже 5 лет блокирует Россия, но для Кыргызстана, считает политолог, это ничего не меняет. Финансовая экспансия КНР уже давно пустила корни во всех сферах экономики нашей страны.

«Кыргызстан, ничего не производя, паразитирует на китайских товарах. КНР активно кредитует инфраструктурные проекты. Россия, понимая, что мы теряем экономически при закрытии китайского канала, создает Фонд развития с капиталом в более чем $1 млрд, чтобы уравнять шансы производителей Кыргызстана с другими участниками ЕАЭС. Нам необходимо работать как проклятым, день и ночь, и выгодно вложить эти деньги в развитие страны», — подчеркнул политолог.

Какчекеев отмечает, что локальность кыргызской экономики, которая работает на рынки Казахстана и России, слабость производственной базы не позволяет надеяться на экономические выгоды Великого Шелкового пути.

Политолог Марс Сариев считает, что Пакистан и Индия будут приняты в ШОС, так как России выгодно «сбалансировать Китай».

«ШОС — китайский проект и главным игроком соответственно является Китай. Россия, не учитывая Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, не доминирует в этом альянсе, Появление такого крупного государства, как Индия, сбалансирует перекос, который идет в направления Китая. Здесь совпадают интересы, как Китая, так и России. ШОС становится полновесным игроком мирового масштаба, новым полюсом силы, который способен противостоять США и отдельно взятой проамериканской организации, например, Евросоюзу», — считает Марс Сариев.

Политолог отмечает, что нахождение Кыргызстана позволяет получить доступ к дешевым кредитам и различного рода инвестициям. Появление двух новых членов создаст новые экономические возможности, откроет новые каналы взаимодействия в различных сферах.

Внешнеторговый оборот Кыргызстана с Пакистаном и Индией в 2014 году составил $3,4 млн и $27,8 млн соответственно. Между странами установлены дипломатические отношения: с Пакистаном в декабре 1994 года, Индией —  сентябре 1992 года.

Поделиться