Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров озвучил четыре главных задачи Евразийского экономического союза.
По его мнению страны ЕАЭС не должны концентрировать весь торговый потенциал на созданной единой нетарифной зоне, возводя тем самым крепость «Евразия», пусть даже в условиях создаваемого единого рынка ЕАЭС.
«С 1 января действует Договор о Евразийском союзе и в нем прописано, что в течение ближайших лет должны пройти согласования по тем элементам единого рынка, которых еще нет. К примеру, в 2016 году должен быть создан рынок фармацевтики, в 2019 году – общий рынок электроэнергии, в 2022 году финансовый рынок, и в 2025 рынок газа, нефти нефтепродуктов. Последний рынок отложен на более поздний срок, так как этот вопрос самый чувствительный и деликатный», — отмечает Винокуров.
Глава Центра считает, что экономическая крепость «Евразия» под флагами и знаменами Евразийского экономического союза просто не в состоянии противостоять рынку Китая и экономическому потенциалу Европейского Союза.
«Этого не должно быть, потому что мы все-таки маленькие! Весь Евразийский Союз – это $2,2 триллиона ВВП по номиналу и 180 млн человек населения. Это ведь не так много. Для того, чтобы создать хороший и крепкий рынок сельскохозяйственной продукции — то это приемлемо. Но для того, чтобы создать хороший рынок технологической продукции, то этого недостаточно», — заявил Винокуров.
Винокуров отмечает, что интегрироваться в мировую торговлю возможно путем создания Зон свободной торговли. Первой ласточкой стало создание зоны «ЕАЭС – Вьетнам». Так, официальный Ханой подтверждает намерение об обнулении в течение 10 лет таможенных пошлин почти на 90%. Подписать Документ о зонах свободной торговли хотят также Израиль, Египет, а в далекой перспективе — Южная Корея, Индия, Турция, Иран.
«С помощью этих зон свободной торговли, Евразийский союз сможет преодолеть стадию зацикливания и создаст выход на более широкие рынки. При этом, главными проблемами в масштабах ЕАЭС остаются Китай и Евросоюз. С КНР анонсировано начало процесса диалога о торгово-экономическом соглашении по линии ЕАЭС – КНР. С Евросоюзом у нас беда! Но ничто не вечно под луной и это пройдет. Как только ситуация несколько улучшиться, планируем начать переговоры по торгово-инвестиционному сотрудничеству с ЕС. К примеру, для Кыргызстана это важно в меньшей степени, но для России, Казахстана – это крупнейший торговый партнер», — подчеркнул экономист.
Винокуров, говоря о переговорах с КНР, отмечает, что Кыргызстан теперь уже не будет просто пассивным наблюдателем, а станет реальным участником этого процесса.
По мнению директора Центра, главным препятствием в зоне Евразийского союза для Кыргызстана являются нетарифные барьеры. Центр интеграционных исследований подготовил два Доклада по оценки влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС. Специалисты насчитали всего 400 таких нетарифных барьеров. Для Кыргызстана самые важные – это санитарные и фитосанитарные барьеры.
«Мы подсчитали, что эти нетарифные барьеры крадут от 15 до 30 центов с каждого доллар-экспорта внутри союза. К примеру, продали что-то россияне в Беларусь, и сразу потеряли 15-30% от всяческого рода нетарифных барьеров. Эти барьеры будут снижаться, где-то унифицированы, где-то уйдут в ноль. Для Кыргызстана устранение барьеров имеет важное значение. К примеру, для того, чтобы нормально работал экспорт сельскохозяйственных товаров», — сказал Винокуров.