Бишкек вчера продемонстрировал Вашингтону и всему миру, что может решать дипломатические проблемы революционными методами. В Госдепартаменте США, похоже, еще не успели обсудить заявление и ноту протеста МИД Кыргызстана, как наше правительство перешло от слов к делу. Премьер-министр Темир Сариев 21 июля поставил точку в 23-х летней истории гуманитарного сотрудничества между Кыргызстаном и США. Напомним, что поводом для резкого охлаждения отношений стало решение Госдепа США присудить премию «Защитник прав человека» осужденному на пожизненный срок за разжигание межэтнической вражды и убийство с особой жестокостью милиционера в июне 2010 года Азимжану Аскарову.
МИД Кыргызстана в своем заявлении связал политику Вашингтона по отношению к Кыргызстану с двумя факторами: выводом американской военной базы в прошлом году из аэропорта «Манас» и назначением главой дипмиссии Ричарда Майлза. Последний известен своей работой в горячих точках. Напомним, что решение об окончании срока эксплуатации американскими военными главного аэропорта республики принимал лично президент Алмазбек Атамбаев. Этому предшествовали длительные кыргызско-американские консультации. В ходе их в Бишкек неоднократно наведывались высокопоставленные чины Пентагона. Результат напряженных переговоров ни для кого не стал сюрпризом. То-есть, в данном случае, Бишкеку удалось сохранить свое лицо и не испортить отношения между двумя странами.
Но вчерашний демарш не вписывается в сложившуюся в последнее время картину дипломатических отношений Кыргызстана и США. Премьер-министр Темир Сариев провел многоходовую комбинацию с космической скоростью, не дав заокеанским партнерам времени на раздумья. Сдается, что в этой истории Азимжан Аскаров будет далеко не крайним.
Судя по всему, наше правительство увязало сам факт награждения узбекского правозащитника только с предстоящими осенью парламентскими выборами. Расклад сил в южных регионах сильно беспокоит центральную власть. Напомним, что на прошедших весной и в начале лета выборах депутатов в райсоветы Токтогульского и Кара-Суйского районов, партии, заседающие в Жогорку Кенеше, с треском проиграли. Тревожит Белый дом и социальная ситуация, сложившаяся во всех регионах республики.
На фоне этой картины американский демарш с Азимжаном Аскаровым, вполне можно было принять за попытку дестабилизировать ситуацию в южных областях Кыргызстана. Это было видно по тексту заявления МИД, в котором эмоции (немного) преобладали над дипломатической сдержанностью. Но, вряд ли в самом МИДе, да и в аппарате президента, были готовы к тому что, правительство с такой скоростью примет решение о разрыве соглашения от 1993 года.
Со вчерашнего дня туманными стали перспективы многочисленных программ США, реализуемых в Кыргызстане в основном через ЮСАИД. Напомним, что солидную помощь от Вашингтона получали такие социальные министерства, как Минздрав, Министерство народного образования и науки, Министерство социальной защиты и другие ведомства. В цифровом выражении грантовая помощь США исчислялась десятками миллионов долларов в год.
Многие пользователи социальных сетей, общественные деятели и политики связывают демарш Бишкека с желанием показать Москве, что Кыргызстан является верным союзником. Но, как это не странно, России сейчас совершенно невыгодно, чтобы Кыргызстан прекратил сотрудничество с США в финансовой и гуманитарной сферах. Для Москвы, скандал, разразившийся между Бишкеком и Вашингтоном – лишняя головная боль. Из-за санкций в данный момент Российская Федерация переживает далеко не лучший финансовый год. И лишних денег для помощи Кыргызстану в российской казне сейчас уж точно нет.
Неоднозначную реакцию решение правительства может вызвать и в южных регионах республики. Где Азимжана Аскарова, отнюдь не все воспринимают как преступника. Большинство избирателей вряд ли бы вспомнили о злополучной награде перед парламентскими выборами. Но после того, как правительство своим решением о денонсации, выставило Аскарова знаковой фигурой, о нем уже вряд ли скоро забудут.
Обмен дипломатическими нотами – обычная практика. Но немногие страны, реализуют дипломатические угрозы в жизнь. Революционный Кыргызстан и в мировой дипломатии показал себя приверженцем меча.