Счетной палате Кыргызстана было поручено провести функциональный анализ структуры правительства с целью ее оптимизации. Об этом сообщает пресс-служба Счетной палаты.
Для проведения анализа в качестве пилотных госорганов были отобраны несколько министерств и ведомств, которые по данным аудитов, проведенных ранее, имеют наибольшую значимость с точки зрения расходов и формирования доходов государственного бюджета.
В отчете представлены результаты проведенного анализа по следующим госорганам: Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и мелиорации, Министерство энергетики и промышленности, Государственная таможенная служба, Государственная регистрационная служба, Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций, Государственное агентство связи, Фонд государственных материальных резервов.
Структура правительства состоит из 15 министерств и Государственного комитета национальной безопасности. В состав правительства, кроме министров и председателя комитета, также вошли премьер-министр, вице-премьер-министры и руководитель Аппарата правительства. В силу этих положений все остальные органы исполнительной власти должны находиться в управлении министерств и комитета, однако при правительстве находятся 8 государственных агентств, 10 служб, 4 фонда и 2 государственных инспекции, т.е. на 16 утвержденных структур приходится 24 дополнительные госструктуры, что свидетельствует о серьезной диспропорции и нарушении законодательства:
— многие отраслевые функции министерств были переданы в государственные агентства и государственные инспекции, тем самым министерства потеряли свои ключевые полномочия как госорганы, осуществляющие управление в соответствующей сфере;
— законом «О правительстве» такой тип госоргана, как департамент не определен, при этом в системе управления он функционирует и его задачи, и функции, практически не отличаются от задач и функций самих министерств;
— дублирование государственных функций наблюдается повсеместно, как между министерствами, так и в подведомственных им структурах. Имеют место случаи, когда одним и тем же вопросом управления, занимаются одновременно три госоргана;
— департаменты при министерствах часто наделены несовместимыми, конфликтующими функциями, например, оказывают услугу и одновременно осуществляют контроль и надзор за ее исполнением;
— в нарушение законодательства министерства продолжают самостоятельно создавать юридические лица, определяют их структуру и штатное расписание;
— отсутствует единообразие и системный подход в условиях оплаты труда в госорганах, что приводит к значительным диспропорциям;
— продолжается взимание платы за выполнение государственных надзорных функций;
— в целом в госорганах наблюдается бессистемность правового регулирования платных услуг (взимание спецсредств). Отдельные госорганы направляют эти средства на собственное содержание, в том числе и минуя республиканский бюджет.
Выявленные проблемы являются общими практически для всех остальных министерств, административных ведомств и государственных органов, не охваченных функциональным анализом.
Результаты проведенного функционального анализа для ознакомления были направлены в Аппарат президента, Жогорку Кенеш и правительство.
Анализ проведен при содействии ПРООН.