Пока во всех регионах с показным энтузиазмом уничтожают санкционные яблоки, персики и сыры, Дмитрий Медведев отправился посмотреть, чем эту продукцию можно заменить, — рассказывает «Московский комсомолец. На Кубани он побывал в экспериментальном хозяйстве, где разработали более выгодную по сравнению с европейской технологию выращивания садов, а также ознакомился с достижениями местных сельхозпроизводителей. Премьеру показали помидоры «Виагра», сыр с плесенью «Кубанский блюз» и конфеты с его собственным изображением на коробке. Полпред президента в ЮФО Владимир Устинов тем временем активно налегал на леденцы на палочке и низкокалорийное мороженое и прятал в карман банку с паштетом.
В августе в Кубани установилась традиционная для здешних мест погода: плюс 40 в тени, ни капли дождя и обжигающий ветер. «Как в бане», — заметил, вылезая из лимузина, вице-премьер Аркадий Дворкович. «Нет, скорее как в Дубаях», — поправил его Дмитрий Медведев. Свой визит в Краснодарский край глава правительства начал с посещения опытного хозяйства Северо-Кавказского института садоводства и виноградарства, который занимается селекцией новых российских сортов персиков, яблок, груш и т.д.
— По медицинским нормам каждый человек должен в год съедать 80 кг плодов и ягод, — в ожидании премьера поучал журналистов директор института Евгений Егоров. — Значит, нам нужно ежегодно 11 млн тонн; сама Россия пока производит около 3 млн тонн, еще 2 млн экспортируются из-за границы. Получается, что обеспеченность фруктами у нас меньше 50%. А до некоторых категорий населения они вообще не доходят.
Вопрос, зачем же в таком случае власти уничтожают европейские персики и яблоки, явно задевает Егорова за живое.
— Да это вообще варварство — уничтожать еду! — живо откликается он. — Раньше в деревнях, если ребенок бросал кусок на пол, его тут же били деревянной ложкой по лбу. Эту продукцию можно было бы отдать в детские дома, дома престарелых или отправить гуманитарным грузом на Донбасс…
— Так почему же вы не скажете об этом? Сейчас как раз будет подходящий случай.
— Кому сказать? Министру? Премьеру? Да вот пойду и скажу. Я крестьянин, мне по барабану, что они там нарешали…
Однако своих угроз Егоров, естественно, не исполнил. Медведеву он рассказал не о вреде уничтожения еды, а о пользе импортозамещения. А также о том, чем наши яблоки отличаются от польских.
— Наши пахнут, и вкус совсем другой, — объяснял директор, всучив премьеру в руки желто-зеленый плод. — А все почему? У поляков 22–24 химобработки, а у нас — 12–14, то есть два раза меньше. За 24 дня до сбора урожая мы вообще прекращаем опрыскивания, а они, как только снимают с веток плоды, сразу опускают их в химраствор. Я им говорю: «Что ж вы делаете-то?» — «Так мы же их есть не будем!»
— А теперь и мы не едим! — охотно поддержал Медведев. Но справедливости ради добавил: — Это яблоки, которые идут на экспорт, поляки обливают химикатами, а сами едят хорошие…
По словам Егорова, Северо-Кавказский институт садоводства и виноградарства уже сделал свой вклад в импортозамещение: разработал более рентабельную по сравнению с европейской технологию выращивания садов. Плодовые деревья в соответствии с этой методикой не нужно подпирать шпалерами — это сокращает затраты на 40% и снижает себестоимость готовой продукции на 12%. При этом институт готов поделиться с сельхозпредприятиями не только рекомендациями, но и собственными сортами. Вместо иностранных «Гольдена» и «Гренни Смит» местные агрономы предлагают фермерам выращивать «Николая Крюгера», «Юнону», «Элладу», «Аленушкино», «Солнышкино», «Амулет» и т.д. К 2020 году площадь садов в России должна увеличиться на 50%, а объем собственного производства — вырасти до 4,5 млн тонн, что, конечно, лучше, чем сейчас, но по-прежнему далеко от нормы.
О том, что ввоз сельхозпродукции, в том числе плодов и ягод, в ближайшие годы неизбежен, говорил на первом заседании комиссии по импортозамещению, состоявшейся в администрации Краснодарского края, и сам Дмитрий Медведев. «Ограничения не будут бесконечными. Нынешней паузой нужно воспользоваться всем — и государству, и самим аграриям», — предупредил премьер, отметив, что определенные успехи уже есть: фронт работ за счет господдержки стал шире, а возможности для реализации произведенной продукции — выше. При этом власти не ставят цели любой ценой заместить импорт на посредственные товары отечественного производства. «Речь о том, чтобы выпускать продукцию мирового уровня, способную конкурировать на рынках других стран», — подчеркнул ДАМ.
Он пояснил, что комиссия будет заниматься не только сельским хозяйством, но и другими отраслями, где сохраняется высокий уровень зависимости от импорта, — станко- и машиностроением, фармацевтикой, легкой промышленностью и т.д. В отдельное направление выделена оборонка. (По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, в ближайшие 3–5 лет необходимо заменить 200 образцов техники, которые ранее приходили с Украины, и 800 — из стран НАТО.) «С 10 января 2016 года комиссия начнет решать вопросы, связанные с проведением госзакупок в рамках конкретных инвестпроектов. Нужно стимулировать госкомпании проводить закупки товаров и услуг преимущественно у российских поставщиков», — сообщил глава кабмина. По словам Медведева, эта отсрочка необходима, чтобы принять соответствующие поправки в законы.