Таджикские спецслужбы убили мятежного генерала и его сторонников

Автор -

Официальный Душанбе в среду объявил о завершении совместной спецоперации МВД, государственного комитета национальной безопасности и министерства обороны Таджикистана по устранению бывшего замминистра оборонного ведомства страны генерала Абдухалима Назарзода и его сторонников, обвиняемого в серии вооруженных нападений на силовые структуры республики. Передает ВВС.

Мятежный генерал и его 11 ближайших сторонников были убиты в местечке Гусгев Ромитского ущелья, в 110 километрах от города Вахдат, на высоте 3700 метров над уровнем моря.

В официальном заявлении МВД и ГКНБ страны сообщается, что власти пытались вступить с генералом в переговоры и убедить его, а также его сторонников, добровольно сдаться, однако те оказали «яростное сопротивление».

«Ответным огнем экс-заместитель министра обороны Ходжи Абдухалим Назарзода, его ближайший помощник Эшони Джунайдулло Умаров, а также 10 их сообщников уничтожены», говорится в официальном сообщении МВД Таджикистана.

Вооруженные нападения

Ранее власти сообщили, что в ходе последнего дня вооруженных столкновений,продолжавшихся почти 11 дней, погибли четверо сотрудников ГКНБ Таджикистана, в том числе Рустам Амакиев, командир антитеррористического подразделения «Альфа» государственного комитета национальной безопасности страны.

Власти Таджикистана обвинили заместителя министра обороны генерала Абдухалима Мирзо Назарзоду в серии вооруженных нападений на силовые структуры Таджикистана 4-6 сентября, в результате которых погибли более 20 человек. После чего мятежный генерал и его сторонники скрылись в Рамитском ущелье.

В официальном сообщении МВД Таджикистана генерала представили как члена Исламской партии страны, что стало поводом для заявлений о его оппозиционности и инакомыслии, за которые якобы Абдухалим Назарзода и пострадал.

Однако его бывшие коллеги по таджикской объединенной оппозиции заявили, что генерал Назарзода никогда не был членом Исламской партии Таджикистана и намеренно дистанцировался от оппозиции, как только поступил на службу в министерство обороны страны. Милицейское руководство страны заявило, что террористические акты были совершены по заранее спланированному сговору. Это мнение поддерживает большинство таджикских политических обозревателей.

Кто планировал?

Однако главный вопрос, по мнению аналитиков, заключался в том, кто мог спланировать эти акции, и какая роль была отведена во всем этом опальному генералу Абдухалиму Назарзоде. По данным генеральной прокуратуры, беглый генерал имел многочисленное имущество и бизнес.

Власть достаточно лояльно к нему относилась, он быстро продвигался по карьерной лестнице, потому многие в стране удивлены, почему Абдухалим Назарзода решился на кровавые акции неповиновения. Со смертью бывшего высокопоставленного чиновника ответ на этот вопрос получить уже будет невозможно.

51-летний генерал-майор Абдухалим Назарзода — в прошлом член объединенной таджикской оппозиции. Последние несколько лет он особенно активно сотрудничал с таджикскими властями и дистанцировался от оппозиции. Две недели назад Абдухалим Назарзода с группой бывших членов таджикской оппозиции выступили с заявлением, в котором они подвергли жесткой критике деятельность религиозного объединения и призвали власти закрыть партию.

«Абдухалим Назарзода никогда не был инакомыслящим. Он не оппозиционер. Став частью системы, он вел себя очень аккуратно и осторожно, настолько, что за все эти годы я не помню ни одного его заявления относительно внутренних и внешнеполитических событий и проблем», — отмечает политолог Шокирджон Хакимов.

Многие обозреватели уверены в том, что вооруженный конфликт с бывшим замминистра обороны Назарзода носил организованный характер, однако опальный генерал к его организации не имеет никакого отношения. Абдухалим Назарзода мог стать жертвой интриг и закулисной борьбы чиновников различного ранга, а не разногласий с властью.

Кроме того, уже сегодня таджикские исламисты сообщили о массовых арестах своих сторонников и связали дело Назарзода с попыткой властей использовать данный инцидент как предлог для начала борьбы с Исламской партией и ее членами.

Задержания без объяснений

В среду в аэропорту Душанбе задержан первый заместитель Исламской партии возрождения Таджикистана Саидумар Хусайни.

Как сообщили коллеги Хусайни, он должен был вылететь в служебную командировку в Казахстан, однако его сняли прямо с рейса сотрудники государственного комитета национальной безопасности Таджикистана.

Официальных комментариев о причинах ареста пока не поступало.

Кроме того, стало известно, что на таджикско-киргизской границе задержан член политического совета Исламской партии Восидхон Косимов, который планировал выехать в Киргизию, чтобы навестить родных, а также в Душанбе с рейса снят глава партийной ячейки Исламской партии Рахматулло Раджаб. Он намеревался вылететь в Екатеринбург на заработки.

В партии заявляют о массовых задержаниях рядовых исламистов, многие из которых были задержаны при попытке вылететь в Россию на заработки. Сообщается, что у сторонников партии отбирают документы без объяснения причин.

Таджикские исламисты считают произошедшее «продолжением политики давления и преследования» со стороны властей. Офисы и партийные ячейки партии закрыты практически по всей стране, главный штаб партии опечатан.

Лидер партии Мухиддин Кабири несколько месяцев назад покинул страну из-за опасений ареста. В официальных СМИ Таджикистана лидера таджикских исламистов Мухиддина Кабири обвинили в попытке государственного переворота и его связи с мятежным генералом Назарзода.

«В Таджикистане сейчас человека преступником объявляет не суд, а СМИ. Суд чуть позже находит соответствующую статью и принимает решение. Я опровергаю все эти обвинения и считаю их надуманными. С генералом Назарзода, которого я знал, в последние годы мы редко встречались, особенно после того, как он получил должность заместителя министра обороны страны», — заявил Мухиддин Кабири, лидер ПИВТ, Русской службе Би-би-си.

Мухиддин Кабири не исключает, что власти могут попытаться использовать последние события в стране в качестве официального повода для усиления давления на исламистов.

«Все эти действия — захват имущества, закрытие партийных офисов, клевета и дискредитация наших сторонников, запреты различного характера — были предприняты с целью спровоцировать нас на ответные протестные шаги. А потом нас еще и обвинить в радикализме или терроризме. Не удалось нас провоцировать, теперь попытаются использовать этот случай. Сегодня обвинить любого мусульманина, особенно политически активного, в экстремизме ничего не стоит. Но я призываю своих сторонников к спокойствию и соблюдению законности», — добавил лидер Исламской партии.

Поделитесь новостью