Сводки пестрят сообщениями о пресеченных фактах незаконного провоза груза или занижении его веса на пунктах весогабаритного контроля. И это лишь единичные факты из сотен, а, может тысяч случаев, которые остались без внимания правоохранительных органов.
Так, буквально на днях задержана грузовая машина с мукой из Казахстана. Все бы ничего, только сопроводительные документы на перевозку груза были оформлены лишь на проезд по Казахстану. Ну а самое главное — то, что указанный в декларации вес груза сильно отличался от фактического. Так, после контрольного взвешивания выяснилось, что владелец груза пытался провезти в Кыргызстан порядка 40 тонн казахстанской муки, тогда как по документам значилось не более 18!
Стоит ли в очередной раз напоминать о том, что контрабанда и коррупция в сфере грузовых перевозок невозможна без активного участия в незаконных схемах государственных служащих. Она не просто наносит непоправимый вред экономике республики, но и разрушает изнутри суть государственности, подрывает национальную безопасность. Ну а бюджет страны, недополучая причитающиеся к оплате денежные средства, трещит по швам и не позволяет финансировать другие значимые для государства и его граждан проекты.
Ситуация выглядит еще более парадоксальной, если учесть, что сектор грузоперевозок – одно из самых прибыльных направлений бизнеса в стране. За неимением внутреннего «сквозного» железнодорожного сообщения, автомобильные грузоперевозки является основой как собственной, так и международной логистики. Перевозят практически все. Стройматериалы, продукты, товары народного потребления, ГСМ… И все это – в огромных для масштабов нашего маленького Кыргызстана объемах. И если на минуту представить, что хотя бы каждая третья грузовая автомашина, осуществляющая перевозку, откровенно обманывает государство, договариваясь с госслужащими и отражая заниженный вес, можно представить и колоссальные объемы коррупции, и не менее серьезный ущерб как бюджету, так и автодорогам страны. К сожалению, сухая статистика и результаты авторитетных исследований данные цифры и объемы коррупции подтверждают.
Радует, что об этой ситуации знают и в кабмине, существование коррупционных схем признают и сами грузоперевозчики. Так, председатель Ассоциации грузоперевозчиков КР Темирбек Шабданалиев не так давно заявил одному из отечественных СМИ, что на весогабаритных контрольных пунктах Кыргызстана процветает коррупция. Такое заявление представитель грузоперевозчиков сделал по результатам инспекции вице-премьером Валерием Дилем одного из ПВК и последовавшей серьезной критики со стороны чиновника. По словам г-на Шабданалиева, коррупция только разрастается и приобретает все более уродливые формы. При этом в существующей ситуации виноваты обе стороны процесса – и перевозчики, и чиновники.
«Если раньше с перевозчиков требовали взятку в размере 200-300 сомов, то сейчас ее размер достигает нескольких тысяч. Водители, занимающиеся перевозкой ГСМ, вообще платят до 20 тыс. сомов. Зная, что чиновники продажные, водители сознательно допускают перегруз машин, будучи уверены, что всегда смогут решить вопрос при помощи денег», — авторитетно заявил Шабданалиев. По его словам, коррупция процветает повсеместно, практически на всех ПВК республики.
«Например, вместо положенных 20 тонн угля перевозится по 35-40 тонн. Получая взятки, чиновники закрывают на это глаза. В Кемине всего две недели назад наладили весогабаритный контроль. До этого только делали вид, что он, якобы, работает. В Сары-Таше, что в Алайской области, подобная система также долгое время не работала. Даже в Торугарте на границе с Китаем она не всегда исправно функционирует», – утверждает председатель Ассоциации грузоперевозчиков.
Как и представители кабмина, так и в Ассоциации указывают на крайне важную проблему – из-за дорожной коррупции, из-за допущения перегруза, разрушаются дороги республики.
Были озвучены планы Правительства по решению существующих проблем – кабмин завершает работу по организации электронной автоматизированной системы дорожных сборов с грузовых автомобилей и автобусов, в рамках которой будет налажена система контроля на ПВК, внесены изменения в нормативно-правовые акты в части усиления ответственности водителей грузовых автомашин и чиновников, увеличены налоговые поступления от деятельности автомобильных перевозчиков и обеспечены стабильные источники финансирования для содержания автодорог. Если планы правительства будут реализованы, обращаться к международным кредиторам за «помощью» по реконструкции дорог, расплачиваться за которую придется нашим детям и внукам еще долгие годы, нам больше не придется.