Когда в Кыргызстане будет по-настоящему стабильное и эффективное правительство? Этот вопрос волнует почти всех граждан страны.
«Для стабильной работы правительства желательно, чтобы в парламенте было не более 3 партий», — заявлял глава государства Алмазбек Атамбаев в день голосования. Он отметил, что ежегодная смена кабинетов министров – это болезнь роста, ведь партийная система в Кыргызстане только развивается.
Однако как показали предварительные итоги голосования, в Жогорку Кенеш войдут целых 6 партий. Ажиотаж вокруг них немного поутих, теперь возникают вопросы, каким будет состав новой правящей коалиции, и какое правительство она сформирует.
Эксперты озвучивают разные предположения. Так, политолог Игорь Шестаков отмечает, что состав коалиции достаточно предсказуем. В альянс войдут сразу 5 фракций кроме «Ата Мекена».
«Это будут СДПК и «Кыргызстан», политические партнеры, это «Онугуу-Прогресс», которая делает ставки на реальный сектор экономики. Ее больше интересует улучшение аграрного потенциала, чем политические преобразования. Не думаю, что в оппозиции останутся «Бир Бол» и «Республика-Ата Журт», потому что у обеих партий программа экономических преобразований, и сложно представить реализацию этих программ в окопах парламентской оппозиции. Я думаю, партии будут договариваться по вхождению в коалицию. А партия «Ата Мекен», раз уже провозгласила себя оппозиционером, то пусть выполняет этот долг до конца», — отметил Шестаков.
Политолог Марс Сариев констатирует, что кардинально новых сил в новом созыве избиратели не увидят. Он прогнозирует состав коалиции из 5 фракций, а меньшинство будут представлять атамекеновцы.
«В новом парламенте реальных идейных оппонентов и радикального противостояния нет, в целом собрались партии-центристы. Даже партия «Ата Мекен», которая сейчас явно будет в оппозиции в единственном числе, не является ярко выраженной оппозицией правящей партии. Споров среди новых парламентских фракций, скорее всего, не будет», — считает эксперт.
Важность роли парламентской оппозиции в политическом процессе демократических стран неоспорима. Пятый созыв ЖК показал отсутствие как таковой оппозиции.
Глава коалиции за демократию и гражданское общество Динара Ошурахунова считает, что коалиция из 5 фракций приведет к отсутствию здоровых дебатов в стенах Жогорку Кенеша. Без оппозиции говорить о парламентской демократии будет сложно.
«В этой ситуации оппозиционное меньшинство будет воинствовать, кричать, но не сможет влиять на процесс принятия решений. Парламентское большинство будет иметь более 81 мандата и сможет спокойно вносить изменения в конституционные законы. Я думаю, так не случится. Может быть, коалиция сложится меньше, чем из 5 фракций», — отметила она, высказав предположение, что союзниками будут лишь 4 фракции. Она ждет от новых депутатов избрания достаточно авторитетного спикера, который сможет обеспечить баланс между президентской и парламентской властью.
За работу пятого созыва парламента депутаты сменили три кабинета министров. Неустойчивость его деятельности связана с расколами внутри правящих коалиций. Причины последних вызваны политическими играми, разногласиями, дележкой портфелей и другими факторами.
Общественный деятель Эдиль Байсалов отмечает, что последние правительства Жанторо Сатыбалдиева и Джоомарта Оторбаева были абсолютно инертными. Премьеры больше вели себя как учителя в школе, одергивали министров, и никаких новых идей и свежего ветра не привнесли. Новый созыв парламента не должен повторять опыт предыдущего, когда правительство превратилось в отдел кадров, и 5 лет целые министерства были «приватизированы» определенными лицами.
«По большому счету мы этих коалиционных игр навидались. Мы не видели, что были программные дебаты, соглашения в основе этих правительств. Просто правительство превращалось в отдел кадров, устраивали на работу своих родных братьев, даже не однопартийцев. «Ар-Намыс» превратили конкурс на вакантные места в позорные собеседования. В нормальных местах уборщиц так на работу не принимают, чтобы за три часа собрать в кабинете 20 человек и провести собеседование», — заметил активист.
Самое главное, считает Байсалов, мы должны избежать того, что парламент превратится в безликую массу. В наших интересах, чтобы те дебаты и дискуссии, которые были в обществе, продолжились в ЖК и продолжали кристаллизироваться в конкретные идейные платформы, столкновения по абсолютно программным вопросам.
«Плохо, когда партии торгуются, и если размен произойдет чисто по кадрам, нам такой парламент олигархический и коррупционный не нужен! Это и будет настоящая продажа будущего государства!», — сказал он.
Нам нужно свежее правительство
Кыргызстану нужно свежее правительство, кардинально новые решения. Меньше всего хотелось бы инертности, не хотелось бы, чтобы продолжали управлять страной бумажками, какими-то матрицами, старыми-старыми идеями, считает общественный деятель Эдиль Байсалов.
Необходимо полностью пересмотреть культуру государственного управления. В работе кабмина должна быть эффективность и мобильность.
«Все время мы слышим от чиновников, что нужно делать это и то, бюро каких-то идей прям. Это мы, НПО, журналисты, гражданские активисты можем так говорить, а у нас правительственные руководители так рассуждают. Мы не хотим рассуждений, мы хотим действий. Президенту осталось 2 года работы на своем посту, и ему много чего нужно успеть сделать. Мы все аплодировали ему последние 2 дня и восхищались им, ведь он провел свободные справедливые выборы. Теперь ему надо оставить эффективное правительство. Пусть будет честная игра идей», — подчеркнул он.