Как сотрудники пунктов весогабаритного контроля дискредитируют идею Евразийской интеграции

Автор -
458

Даже самые ярые сторонники вступления КР в ЕАЭС констатируют, что первые месяцы членства пока ничем особо приятным для республики не отличились. Собственно, сиюминутного блестящего эффекта никто и не ожидал, эксперты и чиновники предрекали, что первое время будет сложно.

Однако к некоторым моментам общество все же абсолютно не готово.

Напомним, что буквально накануне официального интеграционного свершения отдельные представители бизнеса и политических объединений Казахстана пугали общественность тем, что со вступлением КР в ЕАЭС в соседнюю республику от нас хлынет контрабанда. Собственно, якобы именно по этой причине на границе с Казахстаном до сих пор несут усиленную службу казахстанские таможенники. Как и прежде – до ЕАЭС, проверяют людей, машины, грузы, создают пробки. Тогда как на территории Кыргызстана все осуществляется предельно просто. Но самое смешное, что контрабанда идет как раз с территории Республики Казахстан! Везут все – муку, ГСМ, сахар. Однако не стоит винить во всем открытие границ — проникновению на территорию нашей республики незадекларированных, а порой и контрафактных грузов зачастую способствуют наши же сограждане  — сотрудники пунктов весогабаритного контроля.

Именно через ПВК проходит грузовой автотранспорт, именно там идет сверка деклараций с фактическим весом машин. Зачастую, к сожалению, сотрудники пунктов забывают о своем предназначении и закрывают глаза на расхождение в данных. Результат – рынок республики заполняет товар стоимостью намного ниже официальных поставок, что создает недобросовестную конкуренцию. В свою очередь те самые добросовестные предприниматели, платящие налоги, терпят убытки. От всего этого процесса и его производных страдает, естественно, бюджет. Ведь он недополучает сначала обязательные платежи за ввоз груза, а потом и налоги от продаж.

Кстати, следует учитывать, что за неимением внутреннего «сквозного» железнодорожного сообщения, автомобильные грузоперевозки являются основой как собственной, так и международной логистики. Перевозят практически все. Стройматериалы, продукты, товары народного потребления, то же топливо различных типов. И все это – в огромных для маленького Кыргызстана объемах. И если на минуту представить, что хотя бы каждая пятая из грузовых машин откровенно обманывает государство, договариваясь с госслужащими и отражая заниженный вес, можно представить и колоссальные объемы коррупции, и не менее серьезный ущерб стране.

«Все так. И пока не будет введена автоматизированная система контроля над работой пунктов весогабаритного контроля, коррупция будет продолжаться», — констатирует известный отечественный политолог, эксперт по борьбе с коррупцией Бакыт Бакетаев.

При этом по его словам, страна уже продемонстрировала, что вполне успешно может идти навстречу новым технологиям.

«Мы достойно провели выборы по биометрике, при которой применялась система автоматизированного учета данных. При этом удалось сократить такие, простите, «кыргызбайские» проблемы, как «карусели», вбросы голосов и т.д. Человеческий фактор – серьезная проблема, с которой нужно бороться. Так что везде, где только можно, необходимо вводить автоматизированные системы. С минимальным влиянием человека на процесс принятия решения», — уверен Бакыт Кушбекович.

Справедливости ради отметим, что в планах правительства – внедрить подобную структуру автоматизированного электронного контроля весогабаритных параметров грузовых автомашин. В рамках проекта дорожных сборов ожидается внедрение автоматизации пунктов весогабаритного контроля, да и, в целом, системы контроля дорожного трафика как на границах с соседними республиками, так и внутри Кыргызстана.

Напомним, что летом этого года парламентом страны принят закон, согласно которому с сентября 2016 года за проезд по дорогам общего пользования (основным международным транспортным коридорам страны) будет взиматься дорожный сбор с некоторых категорий транспортных средств – грузовиков и автобусов. Легковой транспорт платить дорожный сбор не будет. Средства от сборов будут поступать в Дорожный фонд и использоваться на содержание и ремонт автодорог, а в перспективе – на строительство новой транспортной инфраструктуры. По расчетам специалистов, реализация проекта дорожных сборов через несколько лет позволит не только сэкономить бюджетные средства, выделяемые на содержание дорог в настоящее время, но и полностью отказаться от привлечения кредитов в дорожную отрасль.

Так что выгода от внедрения новых технологий очевидна. Теперь главное, чтобы чиновники-коррупционеры и те, кто их прикрывает, не ставили палки в колеса хорошей идее. В противном случае сама возможность успешного членства Кыргызстана в ЕАЭС и дальнейшее поступательное развитие страны могут быть поставлены под сомнение.

Поделиться