За политическими страстями формирования нового кабинета министров, структуры правительства и распределения парламентских комитетов почти незамеченной осталось весьма важное событие в новой странице государственного управления и финансирования компаний со значительной долей государственного участия — создание в Кыргызстане Национального энергетического холдинга. Холдинг будет заменен уже не существующим Министерством энергетики.
Представляется уместным добавить к названию создаваемого Национального холдинга приставку «первый». Справедливости ради отметим, что впервые экономический термин «холдинг» уже когда-то применен к структуре энергетических организаций. Тогда в структуру государственной холдинговой компании «Кыргызгосэнергохолдинг», которая стала преемником Кыргызской государственной энергетической компании вошли все хозяйствующие субъекты отрасли. «Кыргызгосэнергохолдинг» в результате Программы разгосударствления и приватизации в свою очередь преобразован в АО «Кыргызэнерго». Последняя же раздроблена на многие другие крупные предприятий. Цель нынешнего премьера – возрождение энергетического гиганта с приданием ему особого статуса.
Заметим, что ничего общего, кроме названия «Кыргызгосэнергохолдинг» с холдинговой формой управления не имел. Нынешний же конгломерат компаний имеет под собой четкую законодательную базу. Правовой статус национального холдинга закреплен в проекте закона «О национальных холдинговых компаниях в КР», который уже рассмотрен и принят правительством в сентябре текущего года. Согласно сообщению пресс-службы Министерства экономики КР, Национальный холдинг будет создаваться в форме открытого акционерного общества. Госфиннадзор уже внес законопроект о внесении дополнений в Закон «Об акционерных обществах», который также принят кабинетом министров.
В группу первого национального холдинга, который объединит весь комплекс энергетических компаний Кыргызстана, войдут ОАО «НЭСК», ОАО «Электрические станции» и 4 распределительных компании, которые также осуществляют хозяйственную деятельность через мандат акционерного общества. «Голубыми фишками» холдинга является ключевая распределительная компания «Северэлектро» и генерирующий монополист «Электрические станции». Акции компаний прошли листинг и свободно обращаются на фондовой бирже Кыргызстана.
Основной целью создаваемого холдинга является увеличение долгосрочной стоимости находящихся под его управлением государственных активов. В планах правительства повышение эффективности коммерческой деятельности государственных компаний и проведение единой отраслевой, инвестиционной, дивидендной политики компаний энергетической сферы.
Пока же, а об этом свидетельствуют ежегодные отчеты компаний, а также факт повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию, доходность предприятий энергетического сектора равна затратам, а в некоторых – расходы в разы превышают доходы.
К примеру, в 2013 году доходы энергетических компаний от генерации, передачи и распределении электрической и тепловой энергии составили 11,4 млрд сомов. При этом расходы составили 16 млрд сомов. Разница между доходом и затратами составила для энергоотрасли дефицит финансовых средств в объеме 4,6 млрд сомов, который надо покрыть посредством льготных кредитов и ссуд. Аналогичная ситуация повторилась и с прогнозными показателями на 2014 год. Дефицит средств, подтвержденный государственным антимонопольным органом, составил 6,7 млрд сомов, доходы — 12 млрд, расходы -18,7 млрд сомов.
Говоря простыми словами, весь доход от продажи электроэнергии направляется на покупку топлива для прохождения отопительного сезона и на латание дыр изношенного оборудования, износ которого достиг критической отметки, в более чем 50%. И так из года в год. Тем временем правительство занято поиском средств для выделения льготных кредитов и ссуд, адресатом которых являются опять же вышеупомянутые компании.
Специалисты Министерства экономики считают, что образование национальных холдинговых компаний в сфере энергетики, горнодобывающей отрасли и сфере коммуникаций позволит увеличить доходность секторов. Опять ли возможно это, учитывая то, что большинство компаний испытывают кадровый голод, а отделы не укомплектованы специалистами по корпоративному управлению. Вопросы корпоративного развития решают отдельно взятые члены Совета директоров. Руководство же в своей работе пока еще руководствуется политикой оставшейся после развала СССР, которая применяет административно-командные меры управления государственным имуществом. Ежегодные собрания директоров сопровождаются скандалами, лоббированием и подсаживанием.
Первым на постсоветском пространстве государством, где создан холдинг, является Россия. Нефтяные холдинги в России начали формироваться уже в 1992 году на базе передовых предприятий, производственных и научно-исследовательских объединений. В Казахстане первый холдинг основан в 1996 году. На сегодняшний день их насчитывается четыре. В Кыргызстане, как и в Казахстане – за основу формирования холдинга взят опыт сингапурских властей, которые основали успешный холдинг «Temasek Holdings».
Возможно, ли механически перенимать опыт других стран по формированию такой сложной организационно-структурной организации. Пока же правительство не в состоянии обрисовать будущую структуру холдинга, но уже сегодня ясно, что государственные закупки национального холдинга будут вынесены за рамки регулирования Закона КР «О государственных закупках».
Чиновники объясняют это тем, что исполнение требования закона в условиях рыночных отношений и жестокой конкуренции (о какой конкуренции идет речь, когда все компании, которые войдут в холдинг имеют статус естественных монополии) отстают по оперативности в проведении закупок товаров, работ и услуг, что в целом негативно сказывается на их финансово-хозяйственной деятельности.
В Кыргызстане основной сферой, где преобладает коррупция, является сфера государственных закупок. Ежегодно из бюджетных средств, выделяемых на закупку товаров и услуг государственных компаний, похищаются миллиарды сомов. Действующее законодательство определяет особый механизм закупок государственными компаниями и определенным образом сдерживает коррупционные риски. Будущий же холдинг окажется вне рамок регулирования данного закона. Закупка товаров и услуг будет осуществляться на основании правил, которые утвердит Совет директоров.
Заметим, что подведение законодательной базы под формирование холдингов было предпринято еще в 2011 году. Однако после двукратного возражения президента Алмазбека Атамбаева проект закона в 2012 году не был принят. Достаточно лишь бегло взглянуть на проект Закона КР «О холдингах», который покоится в недрах архива Жогорку Кенеша, видно, что отечественные специалисты по законотворческой деятельности взяли за основу Федеральный закон Российский Федерации «О холдингах». Однако, главным отличием старого законопроекта от нового, является наличие головной компании, которая и будет управлять всей группой предприятий.
Нынешний же проект Закона «О национальных холдинговых компаниях в КР» обосновывает цели и задачи холдингов, разъясняет особенности управления, разграничивает обязанности Совета директоров и правления, четко трактует механизм взаимодействия госорганов с холдинговой компанией. К слову, из 11 членов Совета директоров 6 будут избираться правительством из числа заместителей министерств и ведомств.
При национальной холдинговой компании будет создан Фонд для обеспечения национального благосостояния (информация о Фонде не найдена в официальных источниках). Фонд будет наделен особыми полномочиями на приобретение, с особыми оговорками, стратегических объектов, пакетов акций стратегических компаний и акций банков. То есть деятельность будущего холдинга по праву можно назвать инвестиционной. Не совсем понятно, каким образом будет эту деятельность, компании, которые имеют безнадежные задолженности перед правительством.
На последнем заседании Жогорку Кенеша утверждена структура правительства, где уже отсутствует министерство энергетики. Среди тех, кто дал присягу, отсутствует руководитель министерства энергетики. Нет министерства – нет министра. На носу активная фаза отопительного сезона, а парламенту еще предстоит рассмотреть профильные законопроекты по созданию холдингов.
Станет ли государственный холдинг примером формирования новой экономической модели управления и флагманом отечественной экономики или же превратиться в неповоротливого монстра с особым механизмом закупок, покажет время.