Фонды развития регионов: компромисс ради общего блага

Автор -
359

Несколько лет назад в горнорудной отрасли Кыргызстана остро стал вопрос о снятии напряженности между горнодобывающими компаниями и местным населением. Именно поэтому возникла идея создания Фондов развития регионов, отчисления в которые должны делать добывающие предприятия. Однако проблема эта до сих пор не потеряла своей актуальности.

Чтобы поставить точку в этом вопросе в Бишкеке организовали тренинг «Фонды развития регионов, порядок их создания и организация деятельности», в котором приняли участие представители госорганов, органов МСУ, а также гражданского сектора. Мероприятие было организовано Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в рамках проектах «Прозрачное и эффективное управление доходами КДК на местном уровне через Фонды развития регионов» при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Как отметил в своей презентации начальник Управления политики природных ресурсов Минэкономики Аскат Беков, вопрос создания фондов был впервые поднят в 2011 году, когда депутаты инициировали законопроект об отчислении горнодобывающими компаниями 2% доходов на развитие инфраструктуры местного значения. Однако до недавних пор вопрос оставался лишь на бумаге.

«В 2012 году приняли соответствующее изменение в закон о неналоговых платежах, но эти отчисления не поступали, так как механизмы не были проработаны. В 2013 году мы начали разрабатывать типовое положение о формировании фондов развития регионов. В 2014 году мы приняли это положение, но эти фонды не открывались. Принять приняли, но фонды не регистрировались и Минфин соответственно не перечислял на их счета средства. Главной загвоздкой было то, что согласно положению эти фонды были внебюджетными, а это неправильно. Основной источник этих фондов – 2-процентное отчисление от прибыли – является неналоговым платежом, то есть это бюджетные средства. А бюджетные средства мы не можем передавать во внебюджетные фонды. С начала этого года мы начали работу, чтобы устранить эти противоречия, и в июле 2015 года внесли изменения. В настоящее время уже около 30 фондов открылись», — рассказал Беков.

Пока финансирование фондов развития еще не начато, однако прошедшая встреча приблизила этот момент. Несмотря на то, что вопрос этот тянется не один год, все же оставались моменты, которые требовали обсуждения. Это и процедуры открытия фондов, создания органов управления, порядок расходования средств и многое другое. И тренинг как раз дал возможность всем заинтересованным сторонам обсудить эти вопросы, выявить недочеты и проблемы, а также найти им решение.

По признанию советника министра финансов КР Зоотбека Кыдыралиева, вопрос этот действительно долгоиграющий.

«Уже пять лет прошло, и до сих пор ни один фонд ни одного тыйына не получил. И все это из-за нас, чиновников, представителей госорганов. Правильно критикуют нас представители неправительственного сектора. Мы футболили этот вопрос между тремя ведомства. Я думаю, наша встреча будет последней для того, чтобы начать финансирование. Сейчас мы должны обговорить, каким образом мы должны продолжать работу. Определить, как открываются фонды, как финансируются, кто и за что отвечает, как работает», — сказал он.

Директор программы фонда «Сорос-Кыргызстан» по управлению природными ресурсами Кумушкан Конурбаева в свою очередь отметила, что намерение о 2-процентном отчислении доходов горнодобывающих компаний в местный бюджет было замечательным и отвечало потребностям времени, потому что местные бюджеты как никогда нуждаются в финансовой поддержке и помощи. Но вместе с тем не были продуманы механизмы освоения этих средств.

«Поэтому мы и собираем всех вместе – все заинтересованные стороны. Положение было разработано, а вот как его имплементировать на практике — это необходимо обсуждать и согласовывать со всеми. Обсуждение снимает очень много вопросов. Нам необходимо продумать весь алгоритм с тем, чтобы местные сообщества получили эти средства в максимально короткие сроки и могли ими пользоваться. Но здесь нужно не забывать еще об одной проблеме. На сегодняшний день уже есть примеры того, что средства были перечислены и даже поступили на счета местных бюджетов, но местные сообщества не знали, как правильно ими распорядиться. В интересах всего государства, чтобы эти средства работали прежде всего на развитие, а не были потреблены на какие-то сиюминутные цели. То есть необходимо думать о стратегиях развития регионов, об экономическом и социальном положении не только местного айыл окмоту, на счет которого поступили средства, но и всего региона», — отметила Кумушкан Конурбаева.

По данным Министерства экономики, 2% выручки компаний – это довольно существенная сумма, особенно для местных бюджетов. В среднем на счет фонда развития будет поступать примерно 300 млн сомов в год.

Как добавил заместитель главы Госгеологии Улан Рыскулов, выгода от создания фондов развития очевидна для всех сторон, в том числе и для горнодобывающих компаний, и для инвестиционной привлекательности страны в целом.

«Конечно, фонды нужны. Когда появилась идея отчислять средства на развитие инфраструктуры местного значения, горнодобывающая отрасль практически находилась в стагнации. Люди просто не давали работать компаниям, не будем брать крупные предприятия вроде «Кумтора, у нас даже мелким компаниям шагу не давали ступить. Потому что люди были против, говорили, «нет от вас никакой пользы, вы просто расхищаете наши недра», — пояснил Рыскулов.

В рамках тренинга участники активно обсуждали, что необходимо изменить и добавить, чтобы работа фондов была открытой и прозрачной и пошла на пользу развитию регионов.

«Мы должны определиться с форматом этих фондов – должны ли они быть местечковыми, потому что у нас 480 с лишним айыльных аймаков, должны ли они быть региональными, — резюмировала директор программы фонда «Сорос-Кыргызстан» по управлению природными ресурсами. – Возможно, необходимо создание национального стабилизационного фонда, как в некоторых страна. Есть международный опыт, и нам нужно смотреть на ошибки и извлеченные уроки других стран. Мы — не первая страна, которая проходит этот бум. Возможно не все, что мы делаем, правильно. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. На сегодняшний момент уже определенный опыт накоплен и проанализирован, теперь необходимо проводить такие обсуждения, чтобы понять, что было позитивного в этом и что необходимо наращивать. Экспертные наработки и рекомендации нашего проекта будут приняты в законодательство в виде дополнений и изменений. Наши эксперты уже готовят проект рекомендаций. Но, конечно, вопрос их имплементации уже относится к государству».

Поделиться