Опрос: Что будет с Кумтором?

Автор -
324

Под занавес 2015 года правительство Кыргызстана вышло из переговорного процесса по реструктуризации проекта «Кумтор» из-за несогласия с предложения канадской компании Centerra Gold Inc. Премьер-министр Темир Сариев пообещал, что совсем скоро депутатам представят новые предложения по проекту и снова начнут переговорный процесс. В 2016-м кабмину все же придется решить этот вопрос. Парламентарии рассказали KNews, какие варианты развития ситуации они видят. Как и раньше, популярным решением у народных избранников остается национализация месторождения.

Дастан Джумабеков (фракция «Кыргызстан»):

— Лично я думаю, что нужно идти на денонсацию соглашения. В этом случае компании Centerra Gold Inc. придется идти на переговоры с нами. Конечно, они могут подать в суд, но у нас тоже есть претензии к компании по экологическим и экономическим вопросам. Мы можем юридически обосновать денонсацию. Мы уже 5 лет доказываем ошибки компании. Если она не захочет нового соглашения, то мы можем забрать месторождение себе, национализировать его.

Осмонбек Артыкбаев (СДПК):

— Нужно придумать такие варианты, которые устроят всех. Чем больше мы будем тянуть, тем меньше будем получать, поэтому вопрос необходимо решать скорее. Тут может быть несколько вариантов. Первый – правительство может усилить свои позиции в Centerra Gold Inc. в качестве акционеров и привлечь на свою сторону других акционеров, что позволит получить больший контроль и право назначать правление компании. В этом случае выгодно будет оставаться в Centerra Gold Inc. и инвестировать в иные проекты компании в других странах. Тогда правительство сможет получать больше дивидендов и сможет улучшить имидж государства.

Второй вариант – максимально установить контроль в совместном предприятии, четко администрировать управление, уменьшить затраты и большую долю отчислять в бюджет республики. В этом случае нужно проводить новые переговоры, чтобы улучшить условия страны.

И третий вариант – национализация. Хотя это плохой путь. Такое решение нужно серьезно проанализировать, потому что последствием могут явиться судебные процессы международного масштаба. Кыргызстан может потерять большие суммы. Здесь должны работать профессионалы, которые смогут предложить наиболее оптимальные варианты. Единственное, что я могу сказать: вопрос нужно решать, и чем скорее, тем лучше. Я думаю, что Centerra тянуть резину и вывозить капитал выгодно, а нам – нет. Самое главное, чтобы вопрос не был политизирован, а решался исходя из экономических интересов.

Максат Сабиров (фракция «Республика — Ата Журт»):

— Правительство попросило, чтобы вопрос не политизировался, чтобы кабинет министров сам решал проблему исходя из экономических вопросов. В кабинете министров сказали, что сами проведут переговоры и все решат. Мы ждали. А теперь говорят, что переговорный процесс остановили, и будут предлагать новые условия. Мы снова будем ждать. Если будут предложены выгодные условия, то мы согласимся, если нет – нужно будет поднимать вопрос национализации. Совместное предприятие с равным долевым участием – это не очень хороший вариант, потому что это были не активы Centerra Gold Inc. Предлагалось также создать совершенно новое предприятие. Кто знает, заработало бы вообще оно или нет. Если нет, то мы остались бы вовсе без ничего. Нам выгодно оставаться в канадской компании, которая владеет и другими месторождениями помимо Кумтора. Мы получаем дивиденды от этих предприятий.

Игорь Чудинов (партия «Бир Бол»):

— Не знаю, какие условия предложит правительство, и не могу говорить за них, но однозначно могу сказать, что сейчас, когда дефицит бюджета 25 млрд сомов, выход в одностороннем порядке грозит потерей порядка 6-8 млрд сомов. Это очень существенно. Сейчас мы самые крупные акционеры этой компании, и когда мы говорим о Кумторе, нужно понимать, что это наша компания, если она работает неэффективно, значит, мы неэффективно управляем. Валить на кого-то сейчас просто смешно.

Тынчтык Шайназаров (фракция «Онугуу-Прогресс»):

— Понимаю, Кумтор – это бюджетообразующее предприятие, но интересы страны отражаются в проекте по минимуму. Когда идет международное соглашение, это уже наднациональные отношения и с юридической точки зрения что-то исправить в них тяжело. Мне кажется, правительство ни к чему не придет, просто потянет время. В идеале, мы должны стремиться к управлению, без учета процентного соотношения в новом совместном предприятии, будет ли это 50/50 или 40/60. Самое главное, чтобы Кыргызстан управлял проектом, следил за расходами.

Поделиться