Добровольное медицинское страхование в Кыргызстане только-только развивается. Сегодня единицы обращаются в частные компании, чтобы застраховать свое здоровье. Причин тому много, в том числе высокая стоимость услуг и неплатежеспособность большей части населения. В интервью K—News депутат Алтынай Омурбекова («Республика — Ата Журт»), рассказала о путях развития медицинского страхования и улучшения качества медуслуг.
— Как часто кыргызстанцы страхуют свое здоровье?
— К сожалению, любые виды страхования не получили популярности в Кыргызстане. У нас отсутствует культура страхования. В соответствии с законом, работодатель каждого гражданина перечисляет в ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования) 2% от заработной платы. По сравнению со странами СНГ, у нас самый низкий процент отчислений. В России этот показатель 5%, в Молдове – 7%, в Литве – 9%, в Германии – 15,5%.
Несмотря на то, что каждый гражданин должен быть застрахован, в КР только 75% населения делают отчисления в ФОМС, а остальные, в том числе военнослужащие, студенты, работники милиции, не имеют страховки. Чем она хороша? Тем, что если человек попадет в больницу, он оплачивает, к примеру, из положенных 8 тыс. сомов, лишь 1,5 тыс., еще столько же перечислит ФОМС, а все остальное – из бюджета. Сегодня мы хотим развивать медицину через добровольное страхование. Граждане должны понимать, что это в конечном итоге будет дешевле, ведь сегодня практически нет бесплатных медицинских услуг, и, обращаясь в государственную поликлинику, так или иначе, мы платим. Сейчас в нашу страховку входит прием и назначения врача, а также 7 видов анализов. Но, бывает, больному необходимо сдать дополнительные анализы и пройти обследование, которые не делают в госклиниках. Нас направляют в частные клиники, где мы полностью оплачиваем все услуги из своего кармана. А это недешево. Если бы каждый гражданин заключал договор о страховании здоровья, то эти затраты легли бы на плечи страховых компаний.
— А как обстоит дело с частной медстраховкой?
— Добровольно мало кто идет на такой шаг и оно тоже не развито. Есть несколько страховых компаний общего профиля, но специализированных на медицине — нет. Эти организации страхуют только на определенные виды заболеваний, при этом существует ограничение по возрасту, и, зачастую, пожилые люди не могут стать их клиентами. В основном, развито корпоративное страхование, когда крупные частные компании предоставляют соцпакет сотрудникам. Цена зависит от того, на какие виды заболеваний человек хочет получить эти гарантии.
— Что предлагаете вы, как внедрять добровольное страхование?
— Конечно, невозможно просто навязать его. Должна быть хорошая агитационная кампания самих страхкомов. Нужно популяризировать этот вид страховки. Наряду с этим, необходимо развивать и частную медицину, открывать многопрофильные клиники. Ни один человек не пойдет страховаться на большую сумму и лечиться в госучреждении, ведь хочется сервиса, хороших условий, комфорта. Для этого нужно открывать современные госпитали.
Мы предлагаем внести изменения в закон о государственно-частном партнерстве, чтобы земли предоставлялись безвозмездно или на льготных условиях компаниям, которые будут открывать многопрофильные медцентры. Можно было бы также сделать для них налоговые льготы до одного года. Ведь именно отсутствие земельных участков тормозит открытие новых клиник. К, примеру, в 2010 году инвесторы из Южной Кореи хотели в Бишкеке развернуть онкобольницу. Но, к сожалению, участков свободных в столице Кыргызстана не оказалось, предлагали землю в Чуйской области. Но учитывая, что до сегодняшнего дня этот проект не воплотился в жизнь, вопрос так и не был решен.
Можно также рассмотреть вопрос выделения участка на территории госмедучреждений. Например, отдельные клиники имеют ветхие здания, на ремонт которых из бюджета в скором времени вряд ли будут выделены средства. Можно привлечь инвесторов, пойти на сотрудничество и на месте старого ветхого построить новое или капитально отремонтировать его, а часть оставить в распоряжении госклиники.
— Сегодня ФОМС сотрудничает с несколькими частными клиниками. Как происходит взаиморасчет?
— Да, фонд, оказывается, сотрудничает с отдельными частными медучреждениями. К примеру, если человек ложится на операцию в кардиологическом центре в Оше, лечение ему обходится в 18 тыс. сомов, из которых 13 тыс. платит сам пациент, а 5 тыс. — ФОМС.
— Вы говорили о том, что у нас отсутствует накопительная система по страховым взносам. Можно ли в законодательстве заложить норму, по которой мои отчисления будут копиться, и при необходимости я ими воспользуюсь?
— В стране действует солидарный принцип, когда здоровый платит за больного. Необходимо отметить, что у нас 72 категории граждан, которые освобождены от выплат в ФОМС. Если будем только за себя платить, то для остальных категорий будет затруднен доступ к услугам, бюджет этого не потянет.
Сейчас мы платим, так сказать, в общую копилку. В дальнейшем мы должны перейти к принципу, чтобы какая-то часть отчислений работала на нас. Мы предлагали, чтобы и работники отчисляли 1% от оплаты труда в ФОМС, что повысило бы доходную часть организации, а также улучшило бы контроль и качество медуслуг. Думаю, 1% от средств работников и 0,5 % — работодателей можно направить на накопления.
— Можно ли будет создать такую возможность, чтобы эти накопления человек мог использовать, скажем, в частных клиниках?
— На каждого застрахованного должен быть открыт лицевой счет, на котором будут аккумулироваться средства, которые этот гражданин при наступлении страхового случая сможет использовать на покрытие оказанных медицинских услуг. При этом право выбора клиники должно быть за пациентом, это может быть и частная клиника, если накопленная сумма позволяет. Мы предлагаем принципиально важную вещь – внедрение механизмов финансирования из бюджета и частных медицинских структур. Тем самым будет развиваться и конкуренция между госклиниками и частными.