Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) не учитывает интересы страхователей, защищая интересы исключительно страховых компаний. Нормативно-правовые акты не обеспечивают гарантию возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших. Об этом на круглом столе рассказали представители национального альянса бизнес- ассоциаций.
Юристы организации перечислили ряд недостатков и правовых пробелов в законе об ОСАГО. Так, в нем не приведены расчеты и экономическое обоснование размеров страховой суммы и тарифов. Базовую страховую премию в 3 тыс. 256 сомов они считают высокой и непонятной.
«Предлагаются крайне низкие по сравнению с другими странами лимиты ответственности по причинению вреда жизни и здоровью – 200 тыс. сомов, имуществу потерпевшего – 150 тыс. сомов. В России указанные лимиты составляют 500 тыс. и 400 тыс. сомов соответственно на каждого потерпевшего. В Казахстане – 400 тыс. и 240 тыс. сомов, кроме этого, пособие на погребение – 40 тыс. сомов. В Беларуси – по 820 тыс. сомов», рассказал эксперт по автострахования ассоциации операторов связи Эмил Бостериев.
При этом сумма выплат по страховке будет делиться на всех потерпевших. «К примеру, 200 тыс. сомов будет выплачивать и на одного, и на пятерых погибших. Не на каждого отдельно», – продолжил он.
Из пробелов участники круглого стола также назвали незаконное требование о предоставлении потерпевшим для получения страховки справки только государственного медучреждения и отсутствие срок выплат потерпевшим и ответственности за их просрочку.
«Кроме этого, отсутствует НПА, устанавливающий порядок определения размера ущерба. Страховой арбитр не может быть объективным, пока его назначение и финансирование зависит от страховых компаний, как это предусмотрено в положении о страховом арбитре. Также и гарантийные выплаты не гарантированы»,– отметил юрист Искендер Элакунов.
Перечисляя недостатки, Нацальянс бизнес-ассоциаций предлагает вернуть НПА на доработку, чтобы обеспечить баланс интересов, вовлеченных в процесс ОСАГО.
Напомним, закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вступает в силу с 7 февраля 2016 года.