Ровно через неделю, 11 февраля 2016 года, в Кыргызстане вступит в силу закон о страховании жилья. Однако до сих пор инициатива вызывает у кыргызстанцев много вопросов, ответы на которые правительство дать не может.
Закон об обязательном страховании жилых помещений от пожаров и стихийных бедствий принят летом 2015 года. Еще тогда оговаривалось, что в силу он вступит через полгода. Шесть месяцев пролетели очень быстро, не успели оглянуться, как всех домовладельцев обязали платить. По закону, страховой взнос для жилья в сельской местности составит 600 сомов в год, в городе – 1 тыс. 200. Выплата при наступлении страхового случая в селе составит 500 тыс. сомов, в городе — 1 млн.
Одновременно со страхованием жилья правительство намеревалось ввести и ОСАГО. Обе инициативы вызвали шквал критики, после которой сроки вступления в силу второго закона решили передвинуть на 2 года. До 2018 года в КР страхование автогражданской ответственности будет добровольным.
Отменить обязаловку и по страховке помещений в правительстве не торопятся, хотя депутаты уже вынесли на общественное обсуждение законопроект, где предлагается ввести оба вида страхования с 2020 года. «Везде идет информация, что правительство сейчас инициирует этот закон и просит его принять. На самом деле документ принят прошлым созывом Жогорку Кенеша, в августе он подписан и должен был вступить в силу через 6 месяцев после подписания. Единственное, что может сделать правительство – это исполнять принятый закон. Когда начинают говорить, что правительство инициировало такой закон во время кризиса, получается не совсем корректная информация. Это происходило год назад в прошлом составе правительства и Жогорку Кенеша», – объяснил в интервью K—News вице-премьер-министр Олег Панкратов.
Чиновник утверждает, что в стране полностью готовы приступить к обязательной страховке, уже создана и зарегистрирована в Минюсте Государственная страховая компания, назначено руководство и деньги выделены. Когда успели – непонятно. Ведь еще намедни сообщали, что премьер-министр Темир Сариев провел рабочее совещание по созданию Государственной страховой компании и принципам обязательного страхования жилья. Еще нет четкой информации и о том, как будет работать госкомпания. Известно лишь, что возглавил ее Бакыт Жумашев, бывший заместитель директора Центрального казначейства.
Вызывают сомнения и некоторые пункты закона о страховании. Согласно документу, страховыми случаями являются пожары, землетрясения, сели, паводки, лавины, камнепады, оползни, сильные ветры, дожди, снегопады и метели. При этом все стихийные бедствия имеют дополнительные условия, например, землетрясение должно быть 6 баллов и выше, скорость ветра — 25 м/сек и более, количество осадков при дожде — 60 мм и более за 48 часов, количество осадков при снегопаде — 20 мм и более за 12 часов. Все, что не подпадает под эти критерии, страховым случаем не признают, соответственно и денег не выплатят.
Кроме того, не страховым случаем признаны разрушения в результате военных действий, террористических актов, гражданских волнений, массовых беспорядков, забастовок, уничтожения или повреждения по распоряжению военных, государственных и судебных органов.
Эти спорные моменты также вызывают в обществе негодование. С такими условиями согласны не все, ведь страховой случай может так и не наступить, а взносы должны уплачиваться в любом случае. «Чтобы получить компенсацию, землетрясение должно быть не менее 6 баллов. В прошлом году было землетрясение 4,5 балла, и правительство выплачивало компенсации. Получается, мы ухудшаем положение граждан, при этом берем у них деньги. Другая норма – ветер. Вы понимаете, что такое 25 метров в секунду – это ураган? Получается, люди будут платить, а страховой случай не наступит», – сказала депутат Чолпон Джакупова (Бир Бол) при обсуждении вопроса в парламенте.
Директор ОФ «Наше право» Калича Умуралиева считает, что закон нужно дорабатывать, потому что сейчас у граждан вопросов больше, чем ответов. «Страховые случаи касаются только стихийных бедствий, а некачественное строительство? Оно регулируется Уголовным и Административным кодексами, но я считаю, что в условиях коррупции в строительстве эти вопросы нужно учитывать и при условиях страхования. Например, при сдаче дома в эксплуатацию нужно сразу вызывать страховую компанию. Но есть ли у наших компаний специалисты, которые могут грамотно сделать технический надзор построенного объекта? Будут ли они страховать эти здания, если увидят много недоделок и поломок, которые в ближайшее время приведут к тому, что эксплуатировать здание станет невозможным? Страхование жилья, особенно нового, это большая проблема. Его никто не будет страховать, потому что никто не возьмет на себя ответственность это безобразие узаконить. Поэтому здесь надо бы вводить еще такие нормы, что при сдаче объекта застройщики должны его страховать. Тогда они будут строить его более качественно. А сейчас в некоторых новых домах вообще невозможно жить. Если компания откажет человеку в страховании, потому что жилье некачественное, какова будет ответственность владельца квартиры, компании, застройщика?» – задается вполне справедливыми вопросами правозащитник.
К тому же, как отмечает Умуралиева, страхование должно стать правом кыргызстанца, а не обязанностью. Ведь страховой случай может никогда не наступить. «Когда я застраховала жилье, государство меня как-то защищает, если я этого не сделала, то это мои проблемы, правильно? Если дом добротный, построен качественно, то зачем мне платить, если я знаю, что он не разрушится? Зачем мне просто так каждый год платить деньги? Или они будут аккумулироваться на моем счету и если не наступит страховой случай, мне возвратят средства? Имею ли я право обращаться в ту компанию, которой доверяю? Вопросов больше, чем ответов. Если меня просто обяжут страховать жилье в госстрахкомпании, то я, наверное, буду судиться», – заявила Калича Умуралиева.
Вице-премьер-министр Олег Панкратов отметил, что правительство готово подумать над внесением изменений. «Мы готовы в будущем обсуждать закон и вносить изменения. Но сейчас это невозможно, процедура должна пройти все этапы, потом пройти в Жогорку Кенеше. Депутаты могут со своей стороны инициировать поправки, это будет быстрее. Но на сегодняшний день закон принят после того, как прошел все процедуры обсуждения и согласования. Он вступит в силу в такой форме, в какой был принят, сейчас его изменить невозможно. Это можно сделать в будущем, приняв новый закон с поправками», – отметил чиновник.
Покуда депутаты или члены кабмина будут думать над новой редакцией закона, разрабатывать и вносить поправки, кыргызстанцы с 11 февраля в обязательном порядке должны застраховать жилье по уже прописанным условиям, а эффективность принятого документа покажет первое стихийное бедствие. И хоть законом штрафы пока не предусмотрены, в правительстве не исключают, что в будущем могут быть введены ограничения для тех, кто не застраховал жилье. Им не будут выдавать справки, они не смогут получить кредит, потому что банки могут потребовать в качестве залога застрахованное имущество. Обязаловку введут любыми путями.