В Кыргызстане бизнесмены «осторожничают» в работе с неправительственными организациями (НПО), так как опасаются преследования, сообщается в отчете о результатах исследования «Право на свободу объединений: последние тенденции и перспективы развития гражданского общества», проведенного ОО «Правозащитное движение: Бир Дуйно Кыргызстан».
«Во время опроса лидеров НПО оценивалось также прямое взаимодействие НПО с бизнесом. Более 44 процентов лидеров НПО (23 из 52) ответили, что система взаимодействия с бизнес-структурами отсутствует, а более трети респондентов ответили, что система взаимодействия недостаточна (20 из 52). Только 3 НПО из 52 считают, что они смогли наладить эффективную систему сотрудничества с бизнесом», – сообщается в отчете.
Причина плохого взаимодействия также кроется в непонимании роли и важности сотрудничества, а также в том, что НПО сами не обращаются к бизнесу с предложениями о сотрудничестве либо за поддержкой.
«Не сотрудничаем с бизнесом намеренно, так как за крупным бизнесом обычно стоят политики, а это значит, что отдельные политики будут знать о нашей организации, продвигающей права ЛГБТ-граждан, и смогут инициировать законопроект, дискриминирующий права секс-меньшинств», – заявила представитель одной из НПО.
Представители национального альянса бизнес-ассоциаций отмечают, что для выстраивания взаимодействия гражданского сектора с бизнесом необходим внешний «интегратор», который хорошо знал бы все три стороны (бизнес, государство и гражданский сектор) и их интересы, способен был выстроить коммуникацию, растолковать каждой стороне ее интерес.
«Это мог быть, к примеру, какой-либо независимый аналитический институт – «мозговой центр», который мог бы, к примеру, финансироваться государством через аутсорсинг, поскольку страна должна быть в первую очередь заинтересована в выстраивании такого рода взаимодействия. Бизнес помогает государству решить экономические вопросы и пополняет доходную часть бюджета, а гражданский сектор помогает решать социальные вопросы. Сотрудничество государства с бизнесом в лице бизнес-ассоциаций выстроено хорошо, но у государства нет четкой политики в отношении развития третьего сектора, нет четкого понимания его роли. Над этим необходимо работать», – отмечают в Альянсе бизнес-ассоциаций.