Знаете ли вы, что среди многочисленных праздников в мире существует и день двоеженца? Отмечается он сегодня, хотя и неизвестно, где зародился этот праздник и как его проводят.
Несмотря на то что касается он, в основном, стран, где полигамия законна, в Кыргызстане отдельные мужчины тоже могут причислить себя к виновникам торжества. Вторая жена в КР – не редкость, особенно распространено это явление среди чиновников.
Венера (имя изменено – прим. K-News) немало лет своей жизни прожила с человеком, для которого всегда была на втором плане после законной супруги и детей. После развода с первым мужем она вновь попытала счастья –вышла замуж за своего начальника. Правда, ни о какой свадьбе или хотя бы регистрации в загсе речи не было. Скромный обряд нике у себя дома и знакомство с родителями – все, что получила женщина от второго брака.
«Он более или менее известный чиновник. О том, что у него есть семья, я знала, когда мы начали встречаться. Но он говорил, что с женой давно не живет, а дети уже взрослые и у них своя жизнь. После того, как мы поженились, я поняла, что это не совсем так. Каждый день он уходил домой к своей семье, а я оставалась одна с детьми. Праздники он тоже проводил там. Со временем обо мне узнала его законная супруга и дети, которые звонили мне с проклятиями. Дело доходило до того, что его дети приезжали к нам на работу или в школу к моей дочери и устраивали скандалы. Через несколько лет его жена умерла после тяжелой болезни. Я не стала сразу поднимать тему официальной регистрации брака. Но, когда через пару лет все же решилась, оказалось, что жениться на мне он не собирается. Он уже нашел более молодую женщину, на которой и женился. Предложил мне остаться в роли второй жены, то есть продолжать все так же, как было последние 6 лет. Я отказалась. Проблем с разводом не возникло, потому что законного брака у нас и не было. Сейчас он живет с молодой женой, а я – одна с ребенком, но я не жалею, лучше быть одной, чем жить с ним и всегда быть на втором плане», – рассказала Венера.
Эта не единственная подобная история в Кыргызстане. Мужчин, живущих на две семьи, немало. Хотя законодательство страны и запрещает многоженство.
Двоеженство или многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, наказывается лишением свободы на срок до двух лет, гласит 153 статья Уголовного кодека КР.
Но на практике эта норма не соблюдается, а статья не применяется. Представители НПО и юристы не могут припомнить ни один случая, когда первая или вторая жены подавали в суд на мужа из-за полигамии. Возможно, все дело в формулировке статьи, ведь известно, что под одной крышей всех своих жен мужчины не собирают. Как правило, живут они отдельно, и зачастую первая жена и не догадывается о наличии второй. Да и официальным браком младшая супруга похвастаться не может, а обряд нике вряд ли может служить доказательством в суде.
Глава кризисного центра «Сезим» Бубусара Рыскулова считает, что чаще всего препятствием для судебной тяжбы с двоеженцем считается материальная зависимость. «К нам в центр часто обращаются вторые жены. Ответственности у двоеженцев никакой нет, они могут бросить жену в любой момент, а она остается без средств к существованию. У нас вроде бы светское государство, но многие ссылаются на нормы шариата и продолжают практику моногамии. Даже есть пословица: когда кыргыз богатеет, он берет вторую жену. Почему не подают в суд? Экономическая зависимость, дети. Был случай, когда уже достаточно взрослый мужчина привел домой молодую жену и сказал, что они будут жить в одном доме. Первая супруга не согласилась, а он ее сильно избил, в итоге она попала в больницу. Потом она обратилась к нам, хотела подать в суд на мужа, но дети ее отговорили, сказали, что не стоит позорить отца в таком возрасте. Подобных случаев очень много. Еще помню случай, когда уже другой мужчина получил инфаркт, живя с двумя женами, потому что это вечные стрессы и скандалы. Я вижу только негативные стороны многобрачия, поэтому хотела бы, чтобы в нашей стране начали что-то делать с этим, как-то бороться», – говорит правозащитница.
В разговорах большинство женщин выступают против двоеженства, но на деле, оказывается, многие не прочь. Одни соглашаются быть в роли младшей супруги из-за страха остаться старой девой, другие влюбляются в женатого мужчину и идут на все ради него, третьих прельщает материальное благо пусть даже не молодого и не свободного жениха.
Сразу две причины стали решающими и для 30-летней Заремы. Она связала свою жизнь с мужчиной почти вдвое старше себя. «Мне уже было 25 лет, предложений выйти замуж было не так много. Но однажды познакомилась с мужчиной – взрослый, состоятельный, надежный. Сначала просто встречались, знала, что у него есть супруга. Потом он предложил мне стать второй женой. К тому времени я уже боялась, что никогда не найду достойного мужа среди сверстников, а жить на съемной квартире, день и ночь работая, чтобы прокормить себя, надоело. Я подумала, что это предложение решит все мои проблемы, финансовые в том числе. При этом он не будет со мной каждый день, и я смогу жить так, как захочу. Все было официально, если это можно так назвать, он приехал домой к моим родителям, позвал своих и моих родственников, той и нике – всё, как положено. Его жены и детей, правда, на свадьбе не было. В загс, естественно, не пошли. Первые годы я была довольна своей жизнью. Позже поняла, как я ошибалась, когда думала, что смогу жить одна и довольствоваться семейной жизнью раз в неделю. Это очень сложно. Через четыре года мы развелись», – рассказала Зарема.
По словам женщины, за все время их «семейной жизни» первая жена так и не узнала о существовании конкурентки: муж очень боялся своей благоверной и старался все держать в тайне. Или делала вид, что ни о чем не догадывается. Хотя именно такие обманутые первые жены могли бы создать прецедент, подав в суд на благоверного.
Юрист Икрамидин Айткулов считает, что за двоебрачие не следует наказывать так строго и статью в Уголовном кодексе можно вполне заменить штрафом. «У нас мусульманская страна, в исламе можно иметь четырех жен. Считаю, что можно наказывать материально, вводить какие-то штрафы. И если жена согласна на роль второй жены, по согласию вышла замуж, и первая жена согласилась на это, то почему бы и нет? Фактически статья в Уголовном кодексе о наказании за многоженство мертвая, зачем ее тогда держать?» – задается вопросами адвокат.
Если заглянуть глубже в историю, у кыргызов многоженство появилось не с распространением ислама, оно имело место и в период тенгрианства. Бабушка рассказывала, что у ее дедушки было несколько жен и все они жили вместе. Но тогда вторых и третьих жен заводили не от хорошей жизни, а чтобы не оставлять вдов с детьми на улице. Ведь об эмансипации речи не было, и заработать себе на жизнь одинокая женщина не могла. Исламские же правила, как не раз рассказывали правоверные, гласят: мужчина может взять вторую, третью или четвертую жену только с разрешения первой и с условием равного материального обеспечения. И опять же, делается это не из личной прихоти, а дабы помочь овдовевшей или по каким-то иным причинам оставшейся без мужа женщине. Полигамия в арабских странах законна, и все жены имеют одинаковые права.
Современные кыргызские мужчины же адаптировали нормы шариата под себя. Во второй раз женятся, как правило, на молодых девушках, никогда не бывших замужем, официально брак не оформляют, а в случае недовольства могут просто бросить, как надоевшую игрушку, без гроша. Законных прав она все равно не имеет, а значит, и претендовать ни на что не сможет. Соответствует ли это правилам ислама? Или, когда выгодно, можно прикрываться религией, а когда нет –поступать не по-божески?
Сейчас в парламенте обсуждается законопроект, запрещающий проведение обряда нике до регистрации брака в органах загс. Для священнослужителей даже прописали срок – лишение свободы до 3 лет – за нарушение этого правила. Хотя разработчики документа отмечают, что писали законопроект для сокращения количества ранних браков, в случае принятия норма может бороться и против полигамии. Раз мужчина не сможет без официальной регистрации брака провести обряд нике, то вторая жена ему также не светит. Станет ли в КР меньше двоеженцев? – Вопрос риторический.