О развитии туризма в Кыргызстане говорится часто и много. Но дальше разговоров дело не идет. Еще в начале 2000-х тогдашний глава профильного ведомства Турусбек Мамашев говорил, что развитию этой отрасли мешает отсутствие сервиса и плохая инфраструктура. «Банально по дороге на Иссык-Куль нет нормальных туалетов», – говорил тогда чиновник. С тех пор мало что изменилось. Ситуация и сегодня выглядит не лучше.

Кабмины разных составов принимали попытки развивать туризм. Мы были и второй Швейцарией, и страной Санта-Клауса… Но особого успеха на государственном уровне достичь не удавалось. Накануне в Бишкеке представили очередной документ – проект стратегии по развитию туризма в Кыргызстане на 2016–2020 годы.

По мнению главы правительства Темира Сариева, концепция отражает все актуальные проблемы этой сферы и фокусирует внимание на стратегических целях и направлениях. Он считает, что у кыргызстанцев должна быть высокая культура отношения к туристам, и в этом аспекте необходима информационно-разъяснительная кампания.

«Кыргызы – гостеприимный народ. Туриста мы должны воспринимать как самого дорогого гостя», – подчеркнул премьер-министр.

В 2010 году Кыргызстан посетили 1,2 млн иностранцев, в 2013-м – 4 млн 133 тыс. человек. В 2015-м этот показатель достиг 4 млн человек. Средний ежегодный рост составляет 9,5% процента. Доля туризма в ВВП в 2012 году составила 14 млрд сомов, в 2013-м – 15,5 млрд, в 2014-м – более 17 млрд, в 2015-м – около 19 млрд.

Глава департамента туризма при Минкультуры КР Азамат Жаманкулов обозначил главную цель программы – создание благоприятных условий для развития туризма и увеличение его доли в ВВП не менее 7 процентов, достижение ежегодного роста количества иностранных туристов на 20 процентов.

Цель первая – расширение узнаваемости Кыргызстана как страны туризма на основных традиционных и потенциальных туристических рынках.

«Основными рынками мы определили страны СНГ, Китай, Индия, арабские страны и европейские государства. Конечно же, СНГ был у нас основным рынком туристического сектора, но нам нужно учитывать и растущий рынок Китая и Индии. По последним данным, объем выездного туризма Китая составляет 140 млн человек. По прогнозам, в 2020 году эта цифра достигнет 220 млн. Поэтому, это огромный потенциал и для нас по привлечению китайских граждан на культурный и пляжный туризм», – сказал он.

Для продвижения Кыргызстана в этой сфере специалисты намерены воспользоваться популярными соцсетями Facebook, Twitter, Интернет- платформы и мобильные приложения. В разработке информационный сайт, где будет консолидироваться вся информация о кыргызском туристическом секторе. В мая в Кыргызстан приедут сотрудники Google и предоставят уличную визуализацию Кыргызстана, где любой турист, зайдя в Интернет, сможет посмотреть достопримечательности страны.

«Когда мы забиваем в поисковике в интернете Кыргызстан, в числе топ-10 новостей первым стоит кража невест и несколько видеокадров революций. Мы создали команду специалистов, которые будут работать над управлением контента в интернет-пространстве, для изменения негативной информации на положительную. Осенью в Кыргызстане пройдут игры кочевников, в июне мы запустим трансляцию видеороликов на каналах BBC, CNN и Аljazeera. Туристы, посмотрев видеоролики, заинтересуются, и в Youtube будут искать информацию о стране. Нам бы хотелось, чтобы таким образом негативная информация оставалась позади, а в топ-10 выходили только положительные моменты», – рассказал Жаманкулов.

Кроме того, чиновники планируют уделить внимание информационной кампании в СМИ, приглашать популярные туристические передачи, такие как «Орел и решка» и «Поедем поедим».

В планах департамента – создание информационных центров, где можно получить любые сведения о туристическом секторе.

Цель вторая – формирование благоприятной законодательной базы для развития туризма.

Это техническое регулирование на горнолыжных курортах и усиление норм безопасности для туристов и самих объектов, а также создание зоны возможных преференций для развития сети обслуживания.

Цель третья – организация  доступного и удобного для туристов пребывания на территории страны.

«Необходимо улучшить транспортную инфраструктуру, открыть дополнительные авиамаршруты с такими странами, как Индия, Китай, Иран, Чехия, Туркменистан, Южная Корея. Вне всякого сомнения, Кыргызстан откроет для себя новые возможности в сфере туризма», – считает Азамат Жаманкулов.

Цель четвертая – кластерное развитие различных видов туризма для обеспечения всесезонной работы туристической отрасли.

Сегодня в КР популярен только летний отдых. Хотя в последнее время стал набирать обороты и зимний. В межсезонье гостей почти не заманить.

Цель пятая – модернизация базовых компонентов туристической инфраструктуры.

Необходимо создать Единый реестр туристических объектов и услуг и подвести их под международные стандарты.

Цель шестая – сохранение окружающей среды с учетом природных рекреационных возможностей действующих и потенциальных туробъектов.

В планах также модернизация аэропортов международного и местного значения, реабилитация дорог, улучшение инфраструктуры очистительных сооружений.

Цель седьмая – обеспечение безопасности пребывания туристов в КР.

Своевременное реагирование на заявления и жалобы гостей КР и охрана общественного порядка в местах пребывания туристов.

Цель восьмая – формирование кадрового потенциала туристической индустрии страны, отвечающего современным требованиям.

Соблюдение требований Международной лыжной ассоциации (FIS) по безопасности горнолыжных баз, регулирование деятельности гидов приключенческого туризма, внедрение механизмов страхования туристов.

Цель девятая – активно развивать туризм в регионах.

В каждой области и районе найдутся достопримечательности, которыми можно заинтересовать туристов.

Цель десятая – продвижение туристического бренда страны.

Многие страны для придания веса своему официальному названию работают над тем, чтобы оно было подкреплено и маркетинговым позиционированием, к примеру, «Япония – Страна восходящего солнца», «Корея – Страна утренней росы», «Китай – Поднебесная».

С целью эффективного позиционирования и отличия Кыргызской Республики от государств-конкурентов и придания благоприятных эмоциональных представлений о нашей стране, предлагается принять маркетинговое позиционирование Кыргызстана. Среди вариантов: «Открытое небо!», «Чистый воздух!», «Чистая экология!», «Чистые и белые снега «небесных гор»!», «Чистые ледники, сберегающие в себе огромный запас чистой воды!».

По мнению главы кабмина, бренд «Кыргызстан – Страна небесных гор» нужно сделать основным для продвижения страны на международном уровне. Ведь для большинства кыргызстанцев это не просто лозунг, это образ жизни, потому как «они сердцем остаются в горах».

Поделиться