В Бишкеке представили проект концепции по реформированию религиозного и религиоведческого образования.
Как отметил заместитель директора Госкомиссии по делам религии Закир Чотаев, ее разработка началась в августе минувшего года.
Согласно документу, изучение религии в общей системе образования предусматривает три этапа – школьное и начальное; среднее профессиональное и высшее профессиональное.
«Сегодня нет четкого понятия религиозного и религиоведческого образования. У нас существует проблема в низком качестве такого образования, есть нехватка профессиональных кадров, которые могли бы работать с населением, предоставлять базовые знания о религии и, с другой стороны, воспитывать новое поколение духовенства, которое будет четко противостоять влиянию радикальных экстремистских идеологий, приходящих извне. Мы должны определить четкие критерии, классификации для религиозных организаций, чтобы было понятно, в каком виде они должны работать, какие знания должны предоставлять. Думаю, что, реализуя этот комплексный подход, мы исключим проблемные аспекты предоставления религиозного образования, в частности в медресе», – отметил Чотаев.
В школе
При организации религиоведческого образования в школе важно исходить из базисного учебного плана. Этот подход позволит вводить предметы в сфере религии в школьную программу постепенно. Предмет с условным названием «История религиозной культуры» целесообразно вводить как урок по выбору, с последующим утверждением в качестве обязательного. Изучение дисциплины предлагается вводить в два этапа.
В 9-м классе ученикам расскажут о ранних формах религии, верованиях Древнего Востока, религии в культуре античной цивилизации и монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам; религии в современном Кыргызстане.
Курс 11-ого класса содержит изучение комплекса моральных представлений о поведении человека и содержания морального сознания, опирающихся на божественные заповеди как они изложены в священных писаниях мировых религий. Школьникам расскажут о нравственных ценностях христианства, ислама и месте религиозной морали в мировой культуре, ценности Востока и религиозно-культурное наследие народа КР.
В колледжах
В системе подготовки, повышения квалификации, переподготовки специалистов среднего звена на базе основного или среднего общего образования содержание предмета «История религиозной культуры» будет идентичным программе 11-ого класса. При прохождении этого курса в школе, посещение предмета добровольное.
В вузах
В вузах предполагается изучение курса «Религиоведение». В светском государстве предоставление знания о религии в системе высшего образования является конфессионально-нейтральным, базируется на идее универсализма, объективности и толерантности.
В рамках предмета студентам расскажут о формировании религий, религиозных институтах, эволюции этих систем, современных тенденциях развития; понятии и основных формах свободомыслия по отношению к религии, принципах толерантности и свободы совести; социальных функциях религии, фактическом положении религиозных организаций.
В проекте концепции отмечено, что преподавательский подход должен быть независим от личных предпочтений лектора, сложившихся стереотипов.
Подготовка бакалавров, магистров, докторантов в религиоведении
Особенное значение, по мнению экспертов, необходимо придать решению важных проблем, как определение религии и спецификация религиозной веры. Кроме того, требует внимания рассмотрение вопросов свободомыслия, межконфессионального и межкультурного диалога, толерантности по отношению к различным группам верующих и неверующих. Эта дисциплина включает в себя такие предметы как философия, история, социология, психология, антропология, феноменология религии.
Минобразованию необходимо преобразовать имеющиеся теологические кафедры при светских вузах в религиоведческое направление «исламоведение», увеличить число бюджетных мест по религиоведческим специальностям и повысить качество подготовки специалистов-религиоведов.
Согласно концепции, в течение 2016-2017 годов нужно подготовить для высшей школы учебники: «Введение в религиоведение», «Исламоведение», «Арабский язык для религиоведов», «Введение в герменевтику», «Феноменология религии», «Антропология религии».
Экспертная группа классифицировала основные категории религиозных учебных заведений. Первая категория — различные религиозные курсы, семинары, религиозно-образовательные программы для подростков. Вторая категория – уровень средних или средне-специальных религиозно-образовательных заведений, обучение в которых рассчитано на 2-3 года.
Третья категория — университеты и институты, представляющие религиозное образование. Четвертая категория – религиозные курсы для всех возрастных групп. Курсы могут иметь узкую специализацию (курсы по заучиванию Корана, Закон Божий) и быть ограничены сроком обучения до одного года.
Проект концепции затронул и зарубежное образование в сфере религии. Специалисты предлагают разработать список иностранных вузов, которые будут рекомендовать для граждан страны. Дипломы этих заведений будут признаваться в госорганах.