«Мы не рабы финансовой системы, требуем, чтобы она служила народу! Требуем денежную реформу, справедливую денежную систему!» С такими лозунгами во Дворце спорта проходит Народное собрание в поддержку Манифеста народного движения по защите прав заемщиков. Географический охват этого события включает все 45 районов Кыргызстана, города Бишкек и Ош.
Как отметил экономист Кубан Чороев, автор Манифеста на пресс-конференции в Бишкеке, участники Народного собрания требуют переход Нацбанка из существующего управляемого валютного режима в режим «currency board» или «валютного совета».
«Для этого предлагается внести изменения в Закон «О Национальном банке КР». Главное преимущество в том, что этот режим принесет стабильность денежной системе. Почему стабильность? У финансистов есть хорошая пословица «Стабильность – это еще не все, но без стабильности все – ничего», то есть мы приведем к стабильной денежной системе, а это в свою очередь приведет к удешевлению кредитов, к длинным и дешевым деньгам», – сказал Кубан Чороев.
Как отметил экономист, смена валютного режима Нацбанка поможет выйти из долгового бремени 700 тысячам заемщиков Кыргызстана.
«Во-вторых, переход НБ КР на режим «валютного совета» позволит создать Нацбанку фонд рефинансирования экономики объемом около 70 млрд сомов, за счет которого предполагается капитализировать 2 госбанка – Айыл Банк и РСК Банк, что позволит рефинансировать практически 700 тысяч заемщиков банковской системы на беспроцентной и долгосрочной основе», – пояснил он.
Также Кубан Чороев рассказал, что же представляет собой режим «валютного совета». «Альтернативой денежной системе с НБ КР является режим «валютный совет». Он обладает двумя взаимосвязанными ключевыми характеристиками. Полная конвертируемость нацвалюты с резервной валютой по фиксированному курсу, к примеру 75 сомов за доллар. Полное обеспечение резервной валютой (долларами США) нацвалюты, находящейся в обращении. По заявке любого комбанка, имеющего лицензию на банковскую деятельность, НБ КР согласно закону будет обязан разменять любую сумму в сомах на доллары и обратно по фиксированному курсу. По сути Нацбанк становится главным центральным обменным пунктом для коммерческих банков», – добавил он.
По его словам, 1 марта состоялось первое Народное собрание, на котором и был принят Манифест, однако органы власти до сих пор не отреагировали на документ.
«Мы отправляли Манифест и в парламент, и в Нацбанк, в аппараты правительства и президента, однако от всех органов власти не поступило официального ответа. Мы надеемся, что государство внемлет чаяниям народа и вытащит его из долговой ямы», – заключил Кубан Чороев.
Председатель Движения по защите прав заемщиков Кыргызстана Акылай Канекеева отметила, что с 28 декабря 2015 года координаторы Народного движения по защите прав заемщиков проводили разъяснительную работу относительно программы Манифеста, а также сбор подписей в его поддержку.
«Количество подписей на 1 марта составляло более 100 тыс. человек, а сегодня число сторонников Манифеста насчитывается уже около 300 тыс. Подтвердивших свое участие делегатов составляет 3,8 тыс. граждан. Почему столько людей собрались с регионов? Да потому, что условия кредитования в Кыргызстане немыслимые. Неподъемные ставки приводят к массовым суицидам, отъему залогового имущества, люди в депрессии, кредиты разрушили не одну семью, подорвали здоровье не одного заемщика», – посетовала Алтынай Канекеева.