Правозащитники предлагают изменить закон о помощи инвалидам

Автор -
262

«Три самых важных документа затрагивают минимальные стандарты социальных услуг: Конституция КР, закон «Об основах социального обслуживания» и закон «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах». Их анализ говорит о необходимости развития законодательства», – заявила правовой эксперт Наталья Аленкина на круглом столе по обсуждению первых результатов реализации проекта «Текущие стандарты в дневных учреждениях и учреждениях социального типа в Кыргызстане».

Светлана Аленкина проанализировала кыргызское законодательство, чтобы определить его слабые места в вопросах социальной защиты ЛОВЗ. По словам юриста, пункт 3 статьи №9 Конституции КР говорит о гарантиях социальной безопасности.

«Следовательно, гарантия общедоступных бесплатных или льготированых социальных услуг предоставляется государством. Поэтому минимальные стандарты соцзащиты – требования к предоставляемым услугам – должны быть четко прописаны», – считает она.

«Однако эти стандарты являются обязательными только для тех негосударственных служб, которые оказывают услуги за счет бюджетного финансирования. И если предъявлять равные требования по качеству услуг для разных форм собственности, то нужно поменять и подход к финансированию. А то правила финансирования не отвечают жестким требованиям к организациям», – полагает юрист и предлагает принять стимулирующие меры: по льготам, налоговым преференциям.

По ее словам, оценка стандарта оказания услуги содержит 4 компонента: объем, качество, порядок оказания и его условия.

«Виды и объем назначают индивидуально, с учетом потребностей получателя: его возраста, заболевания и тяжести состояния. «Но для лучшей интеграции в общество получатель должен иметь больше информации о видах соцуслуг», – отмечает Светлана Борисовна.

Также она считает, что условия и порядок предоставления социальных услуг нужно описать в постановлении более полно.

«Потому что, по сути, они и являются критериями качества, когда речь идет о нематериальных благах», – объясняет Аленкина.

Списком документов, необходимых для поступления в социальный центр, юрист довольна, но ее смутило то, что в законе не предусмотрено подписание документа, фиксирующего порядок взаимодействия между получателем услуги и центром.

«Следующий вопрос – это индивидуальный план работы. Он должен быть отрегулирован, чего я не обнаружила. Нет реализации принципа участия получателя в принятии решений. Также отсутствует возможность отказа от услуги. Нет и возможности жалобы на неудовлетворенность услугой», – перечислила правовой эксперт.

Также Аленкина посоветовала уделить больше внимания принципу полного учета индивидуальных немедицинских особенностей человека.

«Жизненных интересов и целей, особенностей насущных проблем, а также доступности информации об услугах, особенно для детей: отказ от приспособлений для ЛОВЗ в этом случае является дискриминацией», – напоминает она.

Кроме прочего, по мнению юриста, недостатком настоящей версии постановления является малая возможность гибкого регулирования объемов оказываемых услуг в зависимости от потребностей инвалида.

«Уменьшать минимальный стандарт неправильно. Но он не обеспечивает условий для адаптации к индивидуальному получателю», – поясняет она.

Также в рамках проекта Ассоциация родителей детей-инвалидов провела мониторинг уровня оказания социальных услуг в различных социальных учреждениях.

Проект «Текущие стандарты в дневных учреждениях и учреждениях социального типа в Кыргызстане» реализуется Юго-Восточным институтом управления при поддержке Программы по совместному управлению, Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства международного развития Великобритании (DFID).

Поделиться