Мы продолжаем отслеживать ситуацию с введением поправок в закон «Об электронном документе», которые значительно облегчили бы работу кыргызстанского бизнес-сообщества. За разъяснениями, зачем и какие нужны поправки в закон, мы обратились к инициатору – президенту Ассоциации поставщиков Гульнаре Ускенбаевой.
Зачем нужны поправки в закон об электронном документе?
Наше правительство активно двигается в сторону создания электронного правительства. Создаются электронные базы данных, электронные обращения. Страна осваивает высокие технологии. И для того чтобы обмениваться данными через сеть интернет, нужно доказательство того, что ты – это именно ты, а не кто-то другой, взломавший сеть и дезинформирующий адресата. Просто паролем свою информацию, свои данные не всегда можно защитить. Такую защиту дает электронно-цифровая подпись. Любые важные документы заверяются ЭЦП. Эта программа шифрует и защищает наши данные.
Сейчас мы столкнулись с проблемой, связанной с приобретением ЭЦП. Пока не в массовом порядке, но это грозит вылиться в нечто большее. Сдавая налоговую отчетность, ты приобретаешь ЭЦП. В Соцфонде ты снова должен купить электронно-цифровую подпись. И получается, что предприниматель вынужден приобретать снова и снова очередную ЭЦП.
ЭЦП в данном случае представляет собой печать, заверяющую документ. То есть когда вы подаете запрос или создаете документ, то подпись в конце документа удостоверяет вас как физическое лицо. Печать же доказывает, что документ принадлежит юридическому лицу. Только если вы подтверждаете все документы одной печатью, в случае ЭЦП от вас почему-то требуют новую печать снова и снова. На самом деле электронно-цифровая подпись должна быть одна для всех документов.
Мы провели ряд круглых столов как в столице, так и в регионах, где и убедились в том, что нынешнее понимание ситуации, связанной с ЭЦП, – это действительно проблема. Причем в регионах ситуация еще хуже, ведь там финансовый поток намного меньше, чем в столице. Сотрудники госструктур не объясняют предпринимателям, что по сути им не нужно покупать новую ЭЦП снова и снова, что они могут пользоваться одной ЭЦП для всех структур. Они объясняют тем, что это не их задача. Очень сложно их в чем-то обвинить, потому что действительно нигде не прописано то, что они должны проводить разъяснительную беседу с предпринимателями. Но в том, что они требуют каждый раз новую ЭЦП, я склонна видеть коррупционный мотив.
То есть, будь я предпринимателем, который уже приобрел одну цифровую подпись, я могу отказаться покупать другие, апеллируя тем, что печать, купленная ранее, тоже подойдет?
Да. Но тогда вам придется вести аргументированный диалог, причем аргументированный юридически. Вы добьетесь результата, потратив свое время, эмоции и ресурсы. Но эта победа будет касаться только вас, остальные же будут и дальше приобретать ЭЦП.
Кроме того, в государственных структурах очень не любят, когда мы «умничаем» − а по их мнению, мы именно умничаем, а не защищаем свои интересы. В идеале мы должны только беспрекословно слушаться и не пытаться оспаривать их слова.
Потому мы хотим, чтобы был подзаконный акт, в котором однозначно бы говорилось, что чиновник должен спрашивать у предпринимателя, есть ли у него ЭЦП, и если она есть – объяснять, что она подойдет для любых других его документов, а не навязывать ему покупку электронно-цифровой печати в каком-либо месте. И в последующем все электронные базы данных должны быть приспособлены к уже существующим ЭЦП, чтобы люди не были вынуждены снова и снова платить.
Срок работы ЭЦП – он ведь тоже ограничен?
Срок работы ЭЦП неограничен, другое дело в том, что ее действие ежегодно нужно продлевать. Это стоит 2500 сомов. 2500 за поддержку и 2500 стоит сама электронно-цифровая печать. Итого по 5000 несколько раз, и это только за год.
У нас в среднем 10 организаций, которые могут запросить ЭЦП, причем каждая свою. 10 ЭЦП по 5000. 50 000 сомов при открытии бизнеса ты потратишь только на ЭЦП?
Да, а для открытия отдельных видов бизнеса может понадобиться еще больше. Кроме того, нужно учитывать, что ЭЦП – это небольшая флэшечка. И таких флешэчек у тебя будет минимум десяток – и ты должен знать наверняка, какая от чего: что для Соцфонда, что для Налоговой, что для Единого окна и так далее.
Возможно, это удобно для крупных компаний, когда разные подразделения отвечают за разные участки работы. Тогда и суммы за покупку и поддержку ЭЦП им не покажутся большими. Но как же малый и средний бизнес?
Есть информация, что и бухгалтер должен иметь отдельную ЭЦП. Это так?
Да, Соцфонд выдвигал такое требование, но бизнес-сообщество при поддержке Инвестсовета обсудило эту проблему, и Соцфонд согласился с аргументами бизнеса и уже вносит изменения в свои нормативные акты. От компании им нужна будет только одна ЭЦП.
Изначально ЭЦП приобреталась для юридического лица – самого предпринимателя. Соцфонд же хотел заставить приобретать ЭЦП и физическое лицо – бухгалтера, возможно, только временно работающего в компании.
Требование Соцфонда вызвало шквал негодования среди бизнесменов. Это был сильный резонанс, заставивший чиновников отказаться от своих требований. Как правило, Соцфонд не реагирует на жалобы и недовольства бизнеса, работая в рамках политики «мы сами знаем, что делаем».
По сути, законопроект, изначально принятый для облегчения работы бизнеса, сегодня стал обузой?
Это как кухонный нож – можно накрошить капусту, а можно и убить человека.
Им воспользовались так. Это как кухонный нож – можно накрошить капусту, а можно и убить человека. К сожалению, наши чиновники предпочли «убить человека».
А мы хотим, чтобы подзаконный акт не дал таким чиновникам использовать закон в своих интересах. В законе об ЭЦП написана лишь основная информация – что это, зачем нужно. Закреплены основные ее положения, а вот механизмы ее использования можно описать в подзаконном акте.
Мы хотим, что бы в нем было прописано, как правильно пользоваться ЭЦП. Закон «Об электронном документе» был принят 5 лет назад, и, возможно, разработчики не предполагали, что в будущем возникнут такие проблемы, считая, что правильное использование ЭЦП – это само собой разумеющееся. Они не думали, что одни будут не в курсе ее верного использования, а другие воспользуются их незнанием. Сейчас такие случаи еще не стали массовыми, но все к этому идет.
Кыргызстан взял на себя обязательства перед ЕАЭС о создании общей электронной базы данных, и это будет еще одна база данных, для которой понадобится электронно-цифровая печать.
При этом в России и Казахстане одна ЭЦП на все…
В России одна и в Казахстане одна. В Казахстане, кроме того, она еще и бесплатная. Там государство взяло на себя обязанность обеспечения бизнесменов ЭЦП, и потому у них совсем другая политика – им самим невыгодно давать снова и снова электронно-цифровую печать для разных структур, ведь в их случае ЭЦП оплачивает правительство. Мы адекватно воспринимаем бюджет Кыргызстана и не требуем бесплатную ЭЦП. Мы просто хотим, чтобы была только одна электронно-цифровая подпись.
А входя в ЕАЭС, мы не должны придерживаться одного формата ЭЦП?
Этого требования нет, просто действует «правило общежития». Мы не должны «мусорить» в «местах общественного пользования», но в своих «квартирах» можем делать что угодно, не мешая при этом соседям, т.е. каждое государство вправе самостоятельно решать, какой механизм использования ЭЦП применять.
Разительные различия в их и нашем подходе к ЭЦП не помешают кыргызстанским бизнесменам вести дела на равных?
Мы итак менее конкурентноспособны, чем казахстанские бизнесмены. И такого рода излишние административные барьеры еще более снижают нашу конкурентоспособность. Образно говоря, наши чиновники забивают гол в наши ворота.
Не ставят ли вам палки в колеса, аргументируя это отсутствием тех или иных экспертиз, как это случилось с законопроектом Саляновой?
У нас легкий и простой законопроект, с которым все соглашаются. Все соглашаются – а работа не идет. Вижу некоторое противодействие со стороны отдельных чиновников, и возникают подозрения, что существует коррупционный интерес. АППД не требует ничего сверхъестественного, ничего сложного. Более того, наш подзаконный акт ни в чем не противоречит закону «Об электронном документе».
По сути, наше правительство регулярно заявляет о своем желании помочь малому и среднему бизнесу, однако этими проволочками добивается обратного…
О своем желании помогать малому и среднему бизнесу говорят топ-менеджеры – то есть руководители государств. А проволочки создает среднее и нижнее звено…
Эдакие нерадивые продавцы, которые своим отношением портят весь эффект рекламы, на которую тратились топ-менеджеры…
Да. Поэтому и происходит такой разрыв. А нормативные акты будут следить за тем, чтобы среднее и нижнее звено выполняло именно то, чего требует звено высшее.
Но главная проблема, из-за которой законопроект еще не принят, – нет политического решения. Нашу инициативу поддерживает каждое правительство за последние два года, но в итоге находятся дела поважнее. При этом все вокруг согласны: и депутаты, и крупные чиновники − все говорят, что мы правы, что проект правильный… и все. Проблема все еще не решена. Надеюсь, мы таки запустим единую ЭЦП в законопроект с этим премьер-министром. Тогда мы наконец сможем уделить внимание многим другим проблемам, вставшим на пути кыргызстанского бизнеса.