В соответствии с Законом КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» парламентская фракция «Ата Мекен» повторно выносит на общественное обсуждение проект Закона «О национализации имущества закрытого акционерного общества «Кумтор Голд Компани», – сообщили во фракции.
«Путем заключения коррупционного Генерального соглашения между Правительством Кыргызской Республики, Государственным концерном «Кыргызалтын» и компанией «Камеко Корпорейшн» 4 декабря 1992 году в Торонто, в последующем, внесением дополнений и изменений в соглашения, занижением доли Кыргызской Республики через реструктуризацию проекта в 2003 г., национальное богатство было передано в полное управление иностранной фирме», – заявили во фракции Ата Мекен.
«Владельцами национального богатства Кыргызстана канадцы стали не просто так, – отметили в партии. – Не случайно мощное «канадское лобби» имело влияние на президентов А.Акаева, К.Бакиева, которые всячески поддерживали и поощряли любые их предложения».
Между тем, по мнению социалистов, в нарушение Закона Кыргызской Республики «О воде» и «Водного Кодекса Кыргызской Республики» канадская компания нанесла окружающей среде непоправимый экологический ущерб, в их числе, уничтожение ледников Давыдова и Лысый за счет складирования на них гигантских масс вскрышных, отвальных пород и возникли угрозы «техногенных» селей, оползней ледово-каменных глетчеров.
«Освоение золоторудного месторождения велось при отсутствии запланированного проекта по размещению и стабилизации отвалов пустых пород, что, по мнению международного эксперта «AMEC Earth & Environmental UK Ltd» является неприемлемым с точки зрения передовой практики», – подчеркнули в партии.
В Ата Мекене возмутились отсутствием прогнозных исследований для определения динамики ускорения и продвижения ледников и определения геотехнических рисков, связанных с воздействием горной добычи на ледники несмотря на неоднократные требования соответствующих государственных органов.
«Геотехническая нестабильность и неконтролируемое движение (скольжение) отвалов пустых пород привело к приостановлению работ по разгрузке пустой породы, чтобы позволить производить удаление движущегося льда и рыхлой горной породы. Что в свою очередь привело к непредвиденным затратам исчисляемые сотнями миллионов долларов США. В результате, доступ к руде неоднократно откладывался, и переработка руды на фабрике останавливалась», – прояснили во фракции.
Привычка решать технические вопросы путем доведения их до форс-мажорных ситуаций, после чего добиваться согласований/утверждений/разрешений государственных органов путем шантажа остановки производства и, следовательно, не поступлением в бюджет страны средств от работы рудника, по мнению политиков, стала определяющим стилем работы оператора «Кумтор Оперетинг Компани» (КОК).
«Отсутствие политической воли, наличие коррупционной связи исполнительной власти, которая, поддаваясь шантажу (обязательству) обеспечивает КОК соответствующими разрешениями, перешли все грани дозволенных границ», – сказали в Ата Мекене.
В партии обеспокоены возможностью потерять Кумтор, поскольку Кыргызстан будет бессилен что-либо предпринимать в отношении своих активов, находящихся под арестом.
- 17 августа 2012 года в обеспечение иска турецкой компании Sistem Muhendishlik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. по имущественному спору вокруг отеля «Ак-Кеме» наложен арест на акции «Кыргызалтын» в «Центерре» на сумму $11 миллионов .
- 14 октября 2014 г по требованию канадской горнодобывающей компании Stans Energy Corp. по хозяйственному спору вокруг месторождения редкоземельных металлов Кутессай II наложен арест на сумму $233,1 миллионов. Это 60% акций в «Центерре» равный 47 миллионам акций.
- Международный арбитражный суд в Париже (Франция) обязал выплатить владельцу ЗАО «Манас Банк» Валерию Белоконю $16,5 миллиона за экспроприацию банка. Белоконь ждет ответа от кыргызского правительства, прежде чем инициировать арест активов.
- После завершения всех судебных разбирательств акции ОАО «Кыргызалтын» в «Центерре» будут арестованы со всеми вытекающими из этого последствиями.
«Все попытки добиться взаимовыгодного консенсуса с действующими на сегодня канадскими партнерами Кыргызстана в лице компании «Центерра» не приносят на сегодняшний день желаемого результата, – заявили во фракции Ата Мекен. – Таким образом, вопрос «Кумтора» перешел тот «рубикон», когда для защиты государственных интересов Кыргызстана не остались другие варианты решения проблемы, кроме национализации».
Во фракции перечислили международные соглашения, которые дают право государству на национализацию, включающее право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами:
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1952 г. № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов».
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. № 1803 (XVII) «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами».
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1973 г. № 3171 (XXVIII) « О постоянном суверенитете над природными ресурсами.»
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г. № 3201 (S-VI) « О Декларации об установлении нового международного экономического порядка».
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 г. № 3281 (XXIX) «О Хартии экономических прав и обязанностей государств».
Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1962 года «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» гласит:
- «1. Право народов и нации на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств».
- «4. Национализация, экспроприация или реквизиция должны основываться на соображениях или мотивах общественной пользы, безопасности или национальных интересов, которые признаются более важными, чем чисто личные или частные интересы как граждан, так и иностранцев…»
По мнению Ата Мекена, многие государства воспользовались этим правом – этому пример арабские страны, страны Южной Америки, которые, «благодаря своим природным ресурсам, не только смогли освободиться от нищеты, но и стали процветающими странами».
Во фракции посчитали, что судебные тяжбы не являются угрозой, а всего лишь являются вопросом компенсаций. Для этого привели Резолюцию 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1962 года «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» при национализации:
- «4. …владельцу уплачивается соответствующая компенсация согласно правилам, действующим в государстве, которое принимает эти меры в осуществление своего суверенитета, и в соответствии с международным правом. Во всех случаях, когда вопрос о компенсации вызывает спор, используются все возможности разрешения его в национальных судебных инстанциях государства, принимающего эти меры. Однако, по соглашению заинтересованных суверенных государств и других заинтересованных сторон, спор должен быть урегулирован в арбитражном порядке или международным судебным решением».
«Оппонентами национализации указываются разные суммы компенсаций, и они зашкаливают за 3 млрд. долларов США, что сопоставимо с годовым доходом страны, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, – отметили в партии.
По мнению политиков, необходимо принять во внимание то, что «Центерра» не вправе считать себя владельцем 100% основных средств в активе ЗАО «КГК».
«При реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003 году основные средства в активе ЗАО «КГК», где ОАО «Кыргызалтын» принадлежала доля в размере 66.67%, не были обменены (конвертированы) в акции в «Центерре». Компания «Центерра» не приобретала долю КГК путем выкупа. Следовательно, владельцем 66.67% доли в основных средствах актива «КГК» является ОАО «Кыргызалтын». Как следствие, при расчете размера компенсации, должна быть учтена доля сторон в активе основных средств ЗАО «КГК»», – прокомментировали в Ата Мекене.
В случае предъявления «Центеррой» счета в отношении упущенной выгоды, по мнению фракции, кыргызская сторона вправе встречно выставить счет по поводу упущенной выгоды Кыргызстана, произошедшей из-за коррупционной реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003 году и счет относительно ущерба нанесенный ими окружающей среде Кумтора.
«Национализация не есть потеря, остановка проекта, а лишь смена собственника. Если после национализации канадцы уйдут, то для разработки Кумтора можно пригласить другого оператора, знающего и практикующегося на добыче золота, – заявили в партии. – Кроме того, за десятки лет работы в проекте «Кумтор» все рабочие и большая часть инженеров кыргызстанцев переняли опыт работы по добыче золота, усвоили практические уроки менеджмента, изучили технологию добычи золота».