Когда появится просвет в небе для кыргызских авиакомпаний

Автор -
1056

    16 июня Европейская комиссия обновила черный список авиакомпаний, которым запрещены полеты над Европой. Список включает всего 216 авиакомпаний. Из них в черный список Евросоюза попали все 13 авиакомпаний Кыргызстана. Как говорится в сообщении еврокомиссии, компании не отвечают международным стандартам безопасности.

    Депутаты обеспокоены

    Накануне на заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству депутат Бактыбек Сыдыков («Республика – Ата Журт») заявил, что гражданская авиация КР находится в глубоком кризисе.

    «За эти 10 лет замечания по работе Агентства гражданской авиации выросли с 67 до 128. При этом 5-6 из них очень важны, потому что говорят не только об угрозе безопасности полетов, но и о наличии угрозы жизни человека. Черный список ЕС и ИКАО в первую очередь говорит о том, что у нас существует угроза безопасности полетов», – отметил нардеп.

    Депутат указал главе ведомства Эрмеку Омуралиеву, что необходимо не просто знакомиться с нормативами и предписаниями ИКАО, а считать их руководством к действию и начать работать по устранению замечаний.

    При этом Бактыбек Сыдыков выразил признательность авиакомпаниям за то, что, несмотря на кризис и ненадлежащую работу агентства, они работают для людей и зарабатывают деньги для бюджета.

    К словам депутата добавим, что, по сообщению Еврокомиссии, из 216 авиакомпаний 214 из 19 стран вошли в черный список в связи с отсутствием контроля за обеспечением безопасности полетов от авиационных властей этих стран:

    Перечень авиакомпании Кыргызстана, которые попали в черный список:

    1) Air Bishkek;

    2) Air Manas;

    3) Avia Traffic Company;

    4) Central Asian Aviation Services (CAAS);

    5) Heli Sky;

    6) Air Kyrgyzstan;

    7) Manas Airways;

    8) S Group International;

    9) Sky Bishkek;

    10) Sky Kg Airlines;

    11) Sky Way Air;

    12) Tez Jet;

    13) Valor Air.

    Печально осознавать, что  Кыргызстан находится в одном списке с такими странами, как Афганистан, Ангола, Бенин, Республика Конго, Республика Джибути, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Либерия, Ливия, Мозамбик, Непал, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне и Судан.

    АГА оправдывается

    Буквально за три дня до опубликования черного списка ЕС, 13 июня, директор Агентства гражданской авиации (АГА) Эрмек Омуралиев заявлял, что агентство до конца года планирует избавиться от критерия SSE, обозначающего значительную обеспокоенность в сфере безопасности полетов.

    По его словам, чтобы Кыргызстан вывели из черного списка Европейского союза, необходимо успешно пройти аудит ИКАО.

    «В следующем году агентство планирует пройти аудит ИКАО и в конце 2017­-2018 годов выйти из черного списка ЕС», – говорил он.

    Отметим, что ранее проводившиеся аудиты ИКАО агентство прошло не очень успешно.

    История вопроса

    Запрет на полеты над воздушным пространством Евросоюза для кыргызских авиакомпаний действует с 2006 года, когда Европейская комиссия впервые составила и опубликовала список компаний, нарушающих те или иные требования безопасности авиаперевозок. До запрета отечественные авиаперевозчики совершали рейсы в Лондон, Бирмингем, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Ганновер, Гамбург, Штутгарт и Амстердам. С 2006 года более половины из 37 угодивших в первый черный список ЕС кыргызских авиакомпаний закрылись.

    Черный список Евросоюза регулярно обновляется. В первом списке менее 100 авиакомпаний из 12 стран. Как и тогда, в списке по-прежнему доминируют авиакомпании из Африки и Азии.

    По оценкам специалистов, уровень безопасности полетов кыргызских авиакомпаний оценивается в 78-79%, по мировым стандартам он в среднем составляет 61%.

    не летать

    Евросоюз, составляющий черный список только для своего воздушного пространства, уже несколько лет призывает к созданию всемирного списка авиакомпаний, нарушающих стандарты безопасности полетов. И если это предложение получит одобрение, страшно подумать, что ждет нашу авиацию.

    Почему попадают в список?

    Существует два основных критерия для включения авиакомпаний в черный список. Первый – это недостатки в обеспечении безопасности, обнаруженные в отдельных компаниях. Второй – несоблюдение предписанных мер государственными авиационными службами.

    Данные о неблагонадежных, с точки зрения безопасности, компаниях стекаются в ЕС из самых разных источников − от Международной организации гражданской авиации (ИКАО) до аудиторских проверок самой Еврокомиссии и стран-членов ЕС.

    Кыргызстан попал в черный список в рамках аудита ИКАО (ICAO) – Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization). Причина заключалась в слабых авиационных властях: недостаточная численность инспекторов, текучесть кадров, низкий уровень и отсутствие НПА в соответствии с требованиями ИКАО. По мнению аудиторов, Кыргызстан не соответствует нормам авиационной безопасности, и в результате может быть нанесен ущерб имуществу, угроза жизни, угроза банкротства.

    Как выйти из черного списка?

    Чтобы авиакомпания снова получила разрешение на полеты в ЕС, ей придется очень сильно попотеть. Сделать это непросто. А именно: доказать экспертам специального комитета, что она выполняет все предписания по безопасности полетов. Кыргызстану  предстоит большая работа, потому как в  черном списке состоит и непосредственно Агентство гражданской авиации КР. И если авиакомпания внесена только по своей деятельности – это ее головная боль. Но если она внесена в контексте работы государственных служб, это уже боль всего государства.

    Обещали, но не смогли

    Выход кыргызских авиакомпаний из черного списка Евросоюза обещали еще  в августе 2014 года. Эркин Исаков, возглавлявший тогда Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта и коммуникаций, заверял, что Кыргызстан старается выполнить все требования, предъявляемые Евросоюзом к авиакомпаниям. В частности, обновлена правовая база, постоянно повышается квалификация летчиков, обновлен авиапарк. Также была обновлена редакция Воздушного кодекса, проведены тренинги и обучение, количество авиаперевозчиков сократилось.

    Как оказалось, все усилия были напрасны. Или же все усилия оказались лишь словами?

    Наши страдают за чужих?

    Одной из причин, почему мы в списке, некоторые считают, что в АГА действовала коррупционная схема. В агентстве регистрировали иностранные авиакомпании на кыргызских граждан, увеличивая таким образом их количество в стране. По сравнению с другими странами в Кыргызстане легче проходить процедуру регистрации авиакомпании. При этом качеством авиапарка и специалистов никто не интересовался. Еврокомиссия в 2006 году как раз на это и обратила внимание.

    самолет

    Кстати, комитету ЖК по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству осенью предстоит разобраться и с заявлением о том, что агентство незаконно выдало лицензию на полеты авиакомпании «Эйр Манас». Сейчас по этому факту проводится проверка Генеральной прокуратурой и Минтрансом.

    Полетим или пролетаем?

    Как говорят, цыплят по осени считают. Вот Агентство гражданской авиации (АГА) и аэропорт «Манас» представят отчет о работе комитету Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству осенью.

    Удастся ли приблизиться к заветному выходу из черного списка, узнаем позже. А пока, по информации главы АГА Эрмека Омуралиева, немаловажным является вопрос финансирования. В связи с этим члены комитета предложили часть аэропортовых сборов, которые повышены с $10 до $15, перечислять Госагентству гражданской авиации. К осени будет заслушана и информация от ОАО «Международный аэропорт «Манас», у которого затребовали бизнес-план по использованию аэропортового сбора в $15.

    Поможет ли это?! Будем надеяться.

    А пока сообщаем, что на сегодня в КР в рабочем состоянии находятся 19 самолетов и 2 вертолета. Мягкой посадки всем!

    Поделитесь новостью