Баллотируясь в Жогорку Кенеш, многие депутаты обещали, что будут помогать малому и среднему бизнесу. Но в чем проявляется помощь на деле?
Кыргызстан вошел в ЕАЭС и должен стремиться к новым стандартам – если не хочет выпасть из обоймы, – чтобы помочь кыргызским предпринимателям конкурировать с российскими и казахскими бизнесменами. Кроме того, Кыргызстан обязался ввести своих предпринимателей в общую базу данных для ЕАЭС. Понимая это, предприниматели и бизнес-ассоциации, защищающие их права, снова и снова пытаются пробиться к власть имущим и пролоббировать решение реальных проблем и преград на пути эффективного развития бизнеса.
Но смогут ли наши бизнесмены на равных вступить в рыночные отношения со странами-союзницами, если даже простой вопрос о единой электронно-цифровой подписи не сдвигается с места вот уже больше двух лет?
Напомним, что АППД (Ассоциация поставщиков (производителей и дистрибьюторов)) более двух лет назад выдвинула предложение об использовании единой электронно-цифровой подписи (ЭЦП) при взаимодействии государства и бизнеса и предложила закрепить данное положение в виде постановления по оптимизации использования электронной цифровой подписи, чтобы одна подпись использовалась во всех информационных системах. Уже тогда бизнес-сообщество предполагало различные «вольные» трактовки закона и хотело внести регулирующий подзаконный акт, пока закон не стали использовать в коррупционных интересах отдельные чиновники и связанные с ними компании. Если бы подзаконный акт, словесно одобренный, приняли еще тогда, сейчас кыргызскому бизнесу было бы куда легче. Сейчас же коррупционный интерес отдельных чиновников настолько велик, что инициатива АППД стоит на месте уже два года, а предприниматели ежегодно тратят на приобретение и поддержку ЭЦП до 40 тыс. сомов вместо возможных 4-5 тысяч. Если обратить внимание на наших соседей, то видим, что, согласно российским законам, ЭЦП едина для любых структур, а в Казахстане она даже оплачивается государством. У нас же закон, призванный облегчать жизнь, стал машиной отъема денег.
Данная дилемма поднималась неоднократно на всех уровнях, дважды обсуждалась на заседании Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР, и по итогам заседания было дважды принято протокольное поручение по решению данной темы. Но в итоге постановление так и не принято, а инициатор постановления – АППД – вынуждена писать письма в Правительство и Совет обороны.
Решение о единой ЭЦП теряется где-то в Центре электронного управления при Правительстве КР, и, видимо, исполнение не отслеживается никем. То есть чиновники меньшего ранга намеренно игнорируют вопрос, который им было дано решить. При этом проблема ЭЦП, вот уже два года висящая в воздухе, – по сути наименьшая из всех преград, встающих на пути кыргызского бизнеса. И если уж ни власть имущие, ни общественность не в силах отстоять законопроект, который бы разрушил одну стену на пути бизнеса и заметно облегчил бы жизнь начинающим предпринимателям, то страшно представить, как долго будут решаться проблемы большего размера.