«Милиция, которая единолично будет заниматься борьбой с наркотиками, может стать монополистом в этой области. Не исключено, что это приведет к росту наркокоррупции среди представителей правоохранительной системы, так как будет исключен существующий последние годы механизм взаимоконтроля между двумя органами», – говорится в сообщении активистов Гражданского союза «За реформы и результат».
По их мнению, реформирование правоохранительного блока и передача функций ГСКН в МВД несет большие риски. Они утверждают, что эти риски могут быть угрожающими и опасными для системы и общества в целом: монополия МВД, перекосы в сторону карательных методов борьбы с наркотиками и потеря специалистов из ликвидируемого органа.
«Не ясно точно, каким образом это слияние планируют осуществить. Однако механическая передача функций может привести к снижению эффективности профилактики потребления наркотических средств, в то время как у нынешней милиции в работе превалируют карательные подходы, а профилактический компонент деятельности и так реализуется слабо», – уверяют они.
«Кыргызстан уже переживал подобный опыт в 2009 году. Тогда показатели изъятия наркотиков снизились. Также остается неизвестным, что будет с профессионалами ГСКН. При условии, что новая служба при МВД будет формироваться преимущественно из сотрудников данного ведомства, накопленный человеческий ресурс будет растерян», – напоминает «За реформы и результат».
Гражданский союз предлагает избежать негативного развития событий путем сохранения ГСКН либо через внедрение кардинально новой модели МВД, где министр и его аппарат будут состоять из гражданских служащих. В этом случае при министерстве должны будут созданы специализированные департаменты, в том числе отдельно по контролю за оборотом наркотиков.
А для обеспечения структуры полной независимости от центрального аппарата и других департаментов их руководство и личный состав должны формироваться через открытый конкурс на равных условиях, предлагают активисты. Причем назначение на должности должно будет производиться на фиксированные сроки во избежание кадровой чехарды. При утверждении республиканского бюджета они предлагают заложить отдельной статьей расходы на содержание департаментов, что позволит исключить один из механизмов давления со стороны руководства министерства и обеспечит самостоятельность структуры.
«Такая модель МВД предполагает, что министр (политическое лицо) и гражданский аппарат будут осуществлять координацию деятельности правоохранительного блока, ставить цели и стратегии, осуществлять общий контроль за соблюдением законности и качеством работы. Важно закрепить в законе об ОВД механизмы невмешательства аппарата министерства в оперативную работу департаментов», – значится в сообщении.